Гносеологическое отношение и его специфика

Гносеология — учение о познании явлений и процессов бытия в мире. Это познание есть ни что иное как социально опосредо- ванное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выступает в качестве субъекта, а мир в ипостаси объек- та познания. Возможности субъекта и объекта формируют гносе- ологическое отношение в системе «Субъект–объект».


Рассматривая проблему гносеологического отношения, преж- де всего следует исходить из факта, что гносеологическая ситуа- ция принципиально не тождественна онтологической реальнос- ти, ибо она несет свою меру субъективности. Кроме того, гносео- логическое отношение в системе «субъект — объект» предполагает наличие посредника (средства познания). Субъект востребует по- средника, не будучи до конца уверенным в его эффективности, ибо возможности посредника определяются не желанием субъекта, а сущностью объекта. В результате неопределенность объекта при- умножается неопределенностью посредника, который для субъек- та является дополнительной реальностью с печатью собственной неопределенности.

Субъект познания вырабатывает стратегию и тактику освое- ния объекта, формирует идеальный образ способа познания с ори- ентиром на положительный результат, но в практическом осуще- ствлении «диалога» с объектом такой подход не исключает заб- луждений и непредсказуемого результата.

Ученые ломают головы над решением собственно гносеологи- ческих проблем, выстраивают различные версии, а реальность как природного мира, так и социального, вершится по своим законам, поощряя творческий поиск в стране неведомого или наказывая за самонадеянность и невежество.

Народная мудрость гласит: дорогу осилит идущий. История гносеологии — это история поиска и истины бытия, с тем, чтобы определить оптимальное отношение в системе «человек–мир». Мыслители прошлого постоянно призывали людей соблюдать меру, но для этого надо владеть истиной о мире и о себе. Таким образом целью познания является истина и только истина.

Первые образцы поиска истины нам подарила античность, за- ложив основания гносеологии. Позже каждая историческая эпоха вносила свой вклад, решая вопросы познания бытия в мире. Этот ретроспективный анализ высвечивает весь драматизм поиска оп- тимальных форм познания, вызывая чувство уважения и призна- тельности к первопроходцам гносеологии.

Познание возникает одновременно с развитием навыков к тру- ду и общению. От элементарного освоения природы человек при- шел к познанию, перерастающему в гносеологию. Это был доволь- но сложный и противоречивый путь от неосознанного познания к


стихийному, а от него — к сознательно осуществляемому, но обус- ловленному социокультурным фактором своей эпохи.

Современный субъект гносеологического отношения демонст- рирует способность к целеполагающей творческой деятельности, вырабатывая свои образы объекта познания на базе сложившейся культуры.

Культура задает парадигму, в соответствии с которой гносео- логический субъект познает и оценивает объект интереса. Незави- симо от того, осмысленно ли субъект применяет способы проник- новения в область познаваемой реальности, конструирует ли он свои формы объяснения этой реальности, сознательно или бессоз- нательно перенимает наработанный опыт,— он действует на ос- нове культуры, обуславливающей смысл его деятельности, форму практики и меру творческой активности.

Современная гносеология по-иному рассматривает и объект познания, учитывая его многокачественный, многомерный и мно- гоуровневый характер. Такой подход обеспечивает направленный процесс освоения природы как объекта, сложного в своем много- образии, неисчерпаемого в своих свойствах и отношениях. Рас- ширяющийся спектр познания природы обеспечивает полноту раскрытия сущности природы, что значительно способствует про- цессу согласования в системе «природа–общество–человек».

Это косвенно свидетельствует об историческом характере по- знания. От эпохи к эпохе изменяются субъект и объект познания, дальнейшее развитие получает гносеология. Сегодня она нужда- ется в такой модели субъекта, где он (субъект познания) предстает в своей целостности как микрокосмос, органически вписанный в макрокосмос, несущий в себе не только логико-гносеологические, но и личностные культурно-исторические параметры в их поня- тийно-абстрактном содержании. Только такому субъекту откры- вается бездна бытия, подлинное его существование, только тако- му субъекту под силу освоить качественную определенность бы- тия в мире.

В целом субъектно-объектное отношение носит противоречи- вый характер. Это противоречие между социокультурной ограни- ченностью возможностей нашего познания и неисчерпаемостью вечно развивающейся действительности бытия в мире. В каждое историческое время отмеченное противоречие разрешается, что- бы тут же возродиться новым содержанием.


Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ, субъективный по восприятию, но объективный по содер- жанию. В субъективном образе отражается объективное, не зави- сящее от субъекта содержание. К этому выводу философия при- шла не сразу. В истории философии сложилось три варианта свя- зи образа и объекта:

образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъектив- ного идеализма);

образ есть постижение разумом объективно существующих идей

(позиция объективного идеализма);

образ есть субъективное освоение объективной действительно- сти, существующей независимо от сознания субъекта (позиция материализма).

По отношению к субъекту образы подразделяются на чувствен- ные и рациональные. Первые — наглядные, вторые — абстракт- ные. В наглядных образах фиксируются признаки, доступные чув- ственному созерцанию; в абстрактных выражаются общие при- знаки.

По отношению к объекту образы делятся на информационные и проективные. Первые несут информацию на основе отражения объекта в сознании субъекта. Вторые представляют собой объект на уровне желаемого. Это мысленная конструкция объекта, кото- рый может быть воплощен в практике.

Познание бытия в мире есть достаточно сложный процесс, вклю- чающий различные формы субъективного освоения объективной действительности. Он включает чувственный уровень познания (непосредственное восприятие мира), рациональный уровень (опосредованное восприятие мира) и проверку полученных резуль- татов на практике.