Чувственный уровень познания

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение; восприятие; представление.

Ощущение — отображение отдельных свойств объекта, возни- кающее при его воздействии на органы чувств: зрение, слух, обо- няние, осязание, вкус субъекта. Зрение отражает световые волны,


слух — звуковые колебания, обоняние и вкус — химические свой- ства, а осязание — механические и тепловые свойства объекта.

Все органы чувств имеют свои пределы. Но это не столько не- достаток, сколько их достоинство. Если бы глаз человека фикси- ровал все лучи, а его ухо улавливало все звуки, то жизнь челове- ка была бы невыносимой, а его познание мира было бы сомни- тельно.

Единичное ощущение представляет собой фрагмент сложного комплекса общего ощущения объекта как предпосылки восприя- тия источника первичной информации.

Восприятие — отражение целостного образа объекта, непосред- ственно воздействующего на органы чувств субъекта. Но целост- ность особая. Этот образ не подлежит делению на его составляю- щие. Кроме того, на формирование этого образа существенное влияние оказывает накопленный опыт субъекта, его психологи- ческая установка. Например, следователь со стажем при осмотре места происшествия «считывает» больше информации, чем его молодой коллега, хотя последний может превосходить первого по биологической остроте зрения.

На уровне чувственного восприятия создается конкретный об- раз единичного объекта со стороны его внешнего проявления. Иными словами, образ формы объекта, хранящего тайну своего содержания, тайну своей сущности.

Восприятие как непосредственный чувственный образ являет- ся предпосылкой представления.

Представление — это тот чувственный, целостный образ объек- та, который возникает вследствие опосредованного воздействия объекта на органы чувств субъекта. В его формировании прини- мают участие два фактора: опыт прошлого восприятия и способ- ность субъекта к воображению и переживанию.

В отличие от восприятия образ представления менее отчетли- вый, в нем упущен ряд деталей, но зато он более обобщенный. Главное, этот образ позволяет субъекту проявить свою меру во- ображения, фантазии и веры, «дорисовать» образ, сделав его бо- лее устойчивым и привычным для себя. В этом смысле представ- ление есть тот наглядный и целостный образ, который рождается силой воображения на основе прошлого чувственного опыта.

Представление, преобразованное силой воображения, удаляется от конкретной наглядности объекта, приближаясь к его обобщен-


ным характеристикам. Высших форм своего выражения представ- ление достигает в процессе научного и художественного освоения бытия. Но достоинство воображения таит в себе и недостаток, суть которого — домысливание образа, а стало быть, и уход от его адек- ватности с объектом этого образа. Образ теряет свое сходство с объектом и трансформируется в знак, замещающий объект.

Возможная инверсия образа в знак заставляет обратить внима- ние на существенное различие образа и знака. Образ имеет сход- ство с объектом, знак не имеет ничего общего с тем, что он обо- значает. Знак имеет условное значение признака, сигнала, симво- ла, формального обозначения.

Чувственный уровень познания не является изначально задан- ным. Он имеет свою социокультурную обусловленность. Мощным фактором развития чувственного уровня является жизнедеятель- ность человека, совершенствование навыков его руки, специали- зация языка и появление орудий как посредника в системе

«субъект–объект». Социализация человека привела к тому, что его чувственное восприятие обрело сознательный и осмысленный ха- рактер. Например, животное смотрит, а человек может и видеть. Субъект, объект и их информационный посредник в границах чувственного уровня образуют исходную гносеологическую ситу- ацию, формируют образ как предпосылку и условие рациональ-

ного уровня познания.