Практика

Практика— это целенаправленная деятельность людей по ос- воению природных и социальных объектов в границах среды оби- тания.

По своему содержанию и способу осуществления практика но- сит общественный характер. Она обусловлена опытом человече- ства в его историческом развитии. Будучи основным способом бытия человека, условием его самореализации и самоутверждения в мире, практика воплощает потребности, цель, мотив, проект де- ятельности человека, а также акт деятельности и ее результат.

Общественная практика находится в единстве с познаватель- ной деятельностью человека. Она является источником познания и его движущей силой, ибо задает цель познанию и обеспечивает его необходимой информацией, подлежащей обработке, система- тизации и обобщению; формирует субъект познания, ориентирует его направленность; реализует активное отношение человека к дей- ствительности и на уровне ее осознания, и на уровне ее освоения.


Характер и направленность отношения субъекта к объекту оп- ределяется прежде всего реальными потребностями и интересами субъекта. Потребность как внутренний побудительный импульс обусловливает активное отношение субъекта к объекту (человека к миру). Через призму потребностей субъект осознает и осваивает объект его интереса, формирует свое практическое отношение. Богатство возможностей позволяет практике подтверждать объек- тивное содержание знания, быть критерием истины бытия в мире. Существует много претензий относительно критерия истины.

Это принцип «экономии мышления» у эмпириокритиков (истин- но то, что мыслится экономно); принцип полезности у представи- телей школы прагматизма (истинная такая теория, которая полез- на, выгодна); принцип конвенционализма (истинно то, что соот- ветствует условному соглашению); принцип общезначимости (истинно то, что соответствует мнению большинства) и т. д.

В действительности та или другая теория истинна не потому, что она полезна, удобна, а потому, что она соответствует реаль- ности. А это соответствие проверяется и подтверждается только практикой как средством верификации бытия в мире.

Выписав кредит доверия практике, следует помнить и о ее соб- ственных проблемах. Это проблема соотношения индивидуальной и общественной практики. Индивидуальная практика, как прави- ло, ограничена личным опытом, а общественная имеет социокуль- турную обусловленность. Но и возможности общественной прак- тики не абсолютны. Она ограничена исторически определенным уровнем развития общества, уровнем развития науки, техники и технологии. Кроме того, взаимосвязь индивидуального и обще- ственного в практике не устраняет ее субъективность. Поэтому практика, сохраняя свою неопределенность и свою субъективность, не может быть абсолютным критерием истины, что не исключает ее активного использования в процессе познания бытия в мире.