Движение

Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи.

Вопрос о связи материи и движения появился уже в глубокой древности. Усилиями ученых, проделавших гигантскую работу по исследованию различных областей действительности, было доказано, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. Движение охватывает все происходящие во Вселенной изменения, начиная от простого перемещения тел в пространстве и кончая сложнейшими физиологическими процессами в мозгу человека, связанными с мышлением. Достижения науки в XIX веке привели Маркса и Энгельса к выводу: движение материи есть всякое изменение вообще. Материя и движение не существуют друг без друга. "Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – также немыслима, как и движение без материи".

Метафизическое, механическое понимание материи отрывает от нее движение. Например, I-й закон механики И. Ньютона
(1643-1727) гласит: "Если на тело не действуют другие тела, то оно сохраняет состояние покоя...". Однако говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отчета (дом покоится относительно Земли, но вращается вместе с ней вокруг ее оси, вокруг Солнца и центра Галактики со скоростью 250 км/с и т.д.). Частицы, составляющие материал дома, находятся в состоянии бурлящего движения, переходят друг в друга. Американский философ Ст.Чейз говорил: "Когда я смотрю на корову, гуляющую по лугу, я вижу бешеную пляску электронов". Фотоны солнечного света, падая на поверхность вашего стола ежесекундно выбивают миллионы электронов (явление фотоэффекта). Однако при всех подобных изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков (дома, коровы, стола), позволяющий говорить об определенном предмете.

Таким образом, понятие покоя обозначает те состояния движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство (атрибут) материи.

В конце XIX века возникло течение "энергетизма", пытающееся мыслить движение само по себе, без материального носителя. Автор энергетизма, немецкий химик В.Освальд, предлагал даже заменить понятие материи понятием "комплекс энергии". Сторонники энергетизма истолковывают формулу А. Эйнштейна Е=mc² как возможность превращения массы в энергию и наоборот, отождествляя в духе старого материализма массу с материей, а энергию с чистым движением. На самом деле формула Эйнштейна связывает противоположные свойства единой материи: ее активность – энергию и неподатливость движению – инерцию. Материал для одних форм и состояний переходит в другие, и каждый такой переход есть материальное движение.

Формы движения бесконечно разнообразны. Тем не менее их можно объединить по общим для них характерным признакам. Каждому уровню организации материи присуща своя форма движения. Ф.Энгельс, используя данные науки XIX в., выделял пять основных форм движения материи:

1. Механическое. Присуще, как писал Энгельс, для "перемещения земных и небесных тел", то есть макротел.

2. Физическое, под которым Энгельс понимал движение молекул, теплоту.

3. Химическое, более сложная форма движения, носителем которого является атом.

4. Биологическое. Высшая форма движения природы. Носители – организмы.

5. Социальное движение венчает классификацию Энгельса, в которой человек (носитель этого движения) занимает высшую ступень всех видов материи.

Наука ХХ века во многом уточнила и дополнила классификацию форм движения Энгельса:

– наряду с классической механикой признаны другие механики, например квантовая;

– физическая форма движения материи, с современной точки зрения, включает в себя электромагнитное, сильное, слабое и гравитационное взаимодействия, тепловые процессы и изменения космических систем;

– химическая форма движения обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам;

– уточнены носители биологического движения – молекулы белка, ДНК и РНК;

– социальное движение не может осуществляться без субъективной реальности, складывающейся в человеческом сознании, то есть сознание обеспечивает функционирование и развитие общества как целого.

Будущий прогресс науки приведет к открытию новых форм материи и движения, поэтому данная классификация будет конкретизироваться, уточняться и развиваться. Но основные философские принципы, заключенные в ней, сохраняются:

1) принцип качественного многообразия форм движения – каждому виду материи соответствует своя форма движения;

2) принцип развития форм движения – от простой к более сложной; высшие формы возникают из низших естественным и закономерным путем;

3) принцип преемственного усложнения, то есть высшие, более сложные формы содержат в себе низшие, простые формы, но имеют свои, качественно иные по сравнению с ними, законы функционирования.

Поэтому для понимания более сложных форм необходимо выяснить сущность простых форм движения, на которые опираются сложные. Например, нельзя определить сущность жизни, не отыскав ее физико-химической основы. Однако полностью объяснить явления более высокой формы движения, опираясь лишь на закономерности низших форм, тоже нельзя. Высшие формы ни в коем случае не сводятся к низшим, как это пытается истолковать редукционизм (лат. reductio – "возвращение, упрощение"). Например, преступность – социальное явление, его нельзя полностью сводить к биологической природе человека, можно таким образом редуцировать все высшие формы движения к простейшей – механической.

Все изменения, происходящие во Вселенной, представляют собой движение. Однако движение, при всем разнообразии форм, – процесс крайне непростой и неоднородный. Выделяются три вида движения:

1) простое (циклическое) изменение – вращение колеса, круговорот воды в природе (все формы движения без каких-либо качественных изменений);

2) качественные изменения от низшего к высшему, ведущие к усложнению и самоорганизации системы – прогресс;

3) качественные изменения от высшего к низшему, приводящие к разрушению сложного, дезорганизации, хаосу – регресс.

Второй и третий типы движения, связанные с качественными изменениями, характеризуются как РАЗВИТИЕ – необратимое, закономерное, качественное, направленное изменение явлений природы, общества и сознания. Развитие – особый тип изменения. Изменение универсально и происходит в мире постоянно, развитие же характеризует лишь некоторые изменения в определенных интервалах времени.

Любое простое движение рано или поздно приводит к качественному изменению, то есть развитию (колесо изнашивается, вода дает жизнь растениям и т.п.). Оно как бы готовит другие типы движения, существующие во взаимодействии (усложнение невозможно без разрушения, жизнь без смерти).

Прогрессивное развитие всегда сочетается с регрессивным, усложнение организма в целом не исключает процесс упрощения, деградации отдельных его органов, функций. Таким образом, прогресс – лишь одна из тенденций развития. Каким же образом материя развивается прогрессивно, усложняясь? Как, благодаря чему вечно движущаяся материя в непрерывном процессе самоизменения постоянно усложняется, порождая такое многообразие форм: от элементарных частиц до человеческого мозга? Без прослеживания различных ступеней развития природы само существование мыслящего человеческого мозга оказывается чудом.