Диалектика как теория развития

 

Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Учения первых диалектиков (даосы, Гераклит) основывались на уяснении явлений, доступных обычному наблюдению. В любом явлении сочетается необозримое множество различных сторон, моментов, отношений, свойств, которые в процессе познания выделяются и изучаются по отдельности. Однако делать это можно по-разному:

1. Можно выхватывать отдельные моменты, признаки и по ним характеризовать явление в целом. Такой односторонний подход к явлениям получил в философии название СОФИСТИКИ, однако он дает искаженное представление о целом.

2. Чтобы избежать софистики, некоторые пытаются выступать с позиции ЭКЛЕКТИКИ, то есть сочетая разные признаки предмета, учитывая не одну, а многие стороны явления. Однако это сочетание является формальным, не выясняет взаимоотношения признаков, сторон явления, не выделяет среди этих признаков главного, определяющего.

3. В обоих случаях картина целостного явления оказывается извращенной, неверно отображающей действительность. Поэтому наряду с софистикой и эклектикой в античной философии складывается метод ДИАЛЕКТИКИ. В противоположность софистике диалектика требует всестороннего подхода к предмету, однако в отличие от эклектики диалектика предполагает не формальное сочетание различных признаков предмета в его определении, а умение раскрыть взаимосвязь этих признаков и выделить такой признак, который в данных конкретных условиях выступает как основной.

В античности диалектический метод применял Сократ, его разрабатывал Платон, а в Новое время развил и углубил Гегель.

В чем суть этого метода? Чтобы избежать неполноты и односторонности, важно выделять в объекте не просто различные, а противоположные стороны и моменты, то есть противоречия. Противоречие – крайняя степень различия, поэтому постижение противоречий позволяет наиболее полно охватить содержание целого. Поэтому раздвоение познаваемого объекта на противоположности и изучение возникающих при этом противоречий – один из главных принципов диалектического мышления.

Следует различать диалектические и логические противоречия. Логический закон противоречия гласит: два противоположных суждения одновременно об одном предмете не могут быть истинными. А диалектически противоречивые суждения характеризуют объект в разных отношениях, не нарушая законов логики. Например, распространение света – это процесс непрерывный (колебания электромагнитного поля) и прерывный (поток дискретных частиц – фотонов). Поэтому логический закон противоречия не нарушается, и оба эти суждения могут быть одновременно истинными. Диалектика требует не просто констатировать противоположности, но и логически непротиворечиво объяснять, как они совмещаются в одном и том же объекте.

Итак, искусство мыслить диалектически заключается прежде всего в умении вскрывать и анализировать диалектические противоречия. "Раздвоение" познаваемого объекта на противоположности и изучение возникающих при этом противоречий – один из главных принципов диалектического мышления.

По остроумному замечанию Платона познание начинается с удивления. Удивление означает, что человек что-то видит, но не понимает, а потому нуждается в добавочном знании, выходящем за пределы увиденного. Это и есть первый шаг к познанию – первое раздвоение познаваемого объекта: в нем различается "внешняя", чувственно воспринимаемая реальность – ЯВЛЕНИЕ и "внутренняя", скрытая от непосредственного наблюдения – СУЩНОСТЬ этого явления, знание которой необходимо для его понимания.

Такое "раздвоение единого" зародилось еще тогда, когда первобытные люди стали одушевлять природу: дух леса (леший), дух воды (водяной) – это первоначальные, очень примитивные представления о сущности, которая лежит за наблюдаемыми явлениями и как бы "руководит" ими. Постепенно исторически формируются философские категории явления и сущности.

ЯВЛЕНИЕ – "внешность" объекта, чувственно отражаемая субъектом. СУЩНОСТЬ – "внутренность" объекта, недоступная непосредственному созерцанию и постигаемая мышлением.

1. Чтобы познать явление, его надо наблюдать, чтобы познать сущность этого явления, его надо понять. Явления описывают, сущность объясняют, исследуют теоретически.

2. Явление и сущность – парные категории диалектики. Отдельно друг от друга они не существуют. Всякое явление несет в себе свою сущность, а всякая сущность проявляется в каких-то явлениях. (Радуга – явление, сущность которого – рассеяние солнечного света в капельках влаги в атмосфере).

Составляя нераздельное единство, явление и сущность не совпадают друг с другом. Их единство – это единство противоположностей.

3. Сущность – нечто общее, одинаковое в явлениях, которые существуют в разное время и в разных местах. Множество различных явлений может иметь одну и ту же сущность (различные звуки имеют общую сущность: они суть колебания воздуха).

4. Явление есть нечто изменчивое, нестабильное, оно содержит в себе множество разнообразных черт и особенностей, которые зависят не только от его сущности, но и от условий его существования. Сущность, наоборот, есть нечто стабильное, постоянное; проявляясь в зависимости от условий по-разному, она может при этом оставаться одной и той же. Поэтому явление не сводится полностью к своей сущности, оно всегда "богаче" ее. Вода (сущность – ) проявляется в различных состояниях, кристаллический углерод проявляется в виде угля и алмазов).

5. Сущность не лежит "на поверхности" явлений, до нее надо "докапываться". В процессе познания сначала наблюдают явление, а потом в ходе размышлений раскрывают их сущность, причем эта сущность тоже требует объяснения, поэтому человеческая мысль движется дальше, к еще более глубокой сущности. (Перемещение планет по небу – явление; движение планет вокруг Солнца – сущность первого порядка; всемирное тяготение – сущность второго порядка; искривление пространства-времени – сущность третьего порядка).

Глубина постижения развивающегося мира в разных философских учениях не одинакова. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания: диалектическое и метафизическое (или догматическое) (см. Т.2). Догматизм, опираясь на догмы, неизменные понятия, непреложные формулы, не учитывает конкретных условий, связи, взаимодействия явлений. Мир многогранен и разнообразен, каждый предмет имеет множество свойств, качеств, сторон, взаимоотношений со всем миром. Умение схватить связь разнообразных моментов отличает диалектику от догматизма.

Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии. Наиболее сложный тип связей – взаимодействие противоположностей. Догматическое мышление знает лишь жесткие противопоставления ИЛИ-ИЛИ, это черно-белое мышление, не улавливающее оттенков, переходов между крайностями, их диалектических связей и взаимодействия. Поэтому догматизм не может понять единство биологического и социального в человеке, индивидуального и общественного, национального и интернационального.

В отличие от догматизма, диалектика – такое понимание мира, в котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположностей, в развитии. С древних времен диалектический способ мышления проявлялся в диалоге, способе общения между двумя или несколькими лицами. Само понятие диалектики возникает от греч. "искусство вести беседу". Искусство диалога, начиная от Сократа, прошло многие исторические этапы развития, выработав умение обсуждать сложные проблемы, понимать, уточнять разные, порой противоречивые точки зрения.

Цель диалектики, творческого диалога – не подавление чужой позиции, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам. Тексты и другие средства информации позволяют вступать в диалог с людьми, находящимися далеко или жившими давно. Возможен диалог идей, поколений, эпох, культур, традиций. Творческое мышление людей диалогично по своей сути. Диалогичность – важнейшее свойство человеческого сознания (см. Т.7).