Принцип системности

Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое.

Целое рассматривалось как результат сочетания, суммы частей. Часть и целое находятся между собой в органической взаимосвязи и взаимозависимости: целое зависит от составляющих его частей; часть вне целого уже не часть, а другой, самостоятельный объект.

Категории целого и части помогают уяснить проблему единства мира в аспекте противоречия единого и многого, делимости и единства, целостности мира, многообразия и взаимосвязи явлений действительности.

В отличие от метафизики, сводящей целое к простой сумме своих частей, диалектика считает, что целое – не просто набор частей, а сложный комплекс взаимосвязей. (Если заменить все части телевизора, автомобиля и т.п. новыми, предмет от этого не станет другим, так как он не сводится к простой сумме, набору деталей).

Таким образом, понятие связи привело от пары категорий "часть – целое" к появлению и распространению понятий элемент, структура, система. В науке идея системности сформировалась в ХIХ веке при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество (К. Маркс) и мир живого (Ч. Дарвин). В ХХ веке разрабатываются конкретные теории системности (А.А. Богданов, Л. Берталанфи). Принцип системности фиксирует преобладание в мире организованности над хаосом, энтропией: неоформленность изменений в каком-либо одном отношении оказывается упорядоченностью в другом; организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах.

Исходным понятием принципа системности выступает категория – "система". Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Элемент – неразложимый далее КОМПОНЕНТ системы при данном способе ее рассмотрения. Например, элементами человеческого организма будут не отдельные клетки, молекулы и атомы, а органы, являющиеся подсистемами организма как системы. Будучи элементом системы, подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к своим элементам (клетки органов). Таким образом, вся материя представляется как система систем.

Совокупность устойчивых связей между элементами называют СТРУКТУРОЙ. Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, определенность.

Элементы и структура взаимообуславливают друг друга:

– качество элементов, их свойства, место, роль и значение зависят от их связей, то есть от структуры;

– сам характер связи, то есть структура, зависит от природы элементов.

Но несмотря на значительную роль структуры, первенство значения у элементов, ведь именно элементы определяют сам характер связи внутри системы, именно элементы являются материальными носителями связей и отношений, составляющих структуру системы. Без элементов структура приобретает вид чистой абстракции, хотя и без структурных связей система не существует.

Все материальные системы мира в зависимости от характера их структурной связи можно разделить на два класса:

1. Сумма, совокупность – куча камней, скопление людей и т.п. Системность здесь слабо выражена и в некоторых случаях даже не учитывается.

2. Целостные системы, где более четко выражены иерархичность строения, упорядоченность всех элементов, их зависимость от общих свойств системы. Здесь выделяются два основных типа целостных систем:

1) неорганичные системы (атомы, кристаллы, часы, автомобиль, Солнечная система), где некоторые элементы могут быть выделены и существовать самостоятельно, вне единой системы (деталь часов, планета сама по себе);

2) органичные системы (биологические организмы, человеческое общество) не допускают обособления элементов. Клетки организма, человеческие индивиды сами по себе не существуют. Деструкция влечет в этом случае гибель всей системы.

Все отмеченные классы и типы систем – суммативные, целостно-неорганичные и целостно-органичные – существуют одновременно в трех сферах материальной действительности. Между ними нет непереходимой грани, конкретные материальные системы могут переходить в системы других типов. Например, под влиянием сил гравитации и других сил сумма песчинок приобретает характер целостного кристалла, толпа людей организуется в устойчивую группу, и наоборот.

Выработанный философией диалектический принцип системности служит основанием системного подхода для изучения сложных технических, биологических и социальных систем. При системном подходе представление о целостности системы конкретизируется понятием связи, обеспечивающей упорядочность системы.

Со времен Аристотеля упорядочность осмысливалась с помощью философского понятия формы (см. Т.2).

Форма – организация устойчивых связей элементов системы. Форма – принцип упорядоченности какого-либо содержания.

Содержание – все, что содержится в системе: все ее элементы и их взаимодействия друг с другом, все части системы. (Если при рассмотрении системы человеческого организма в качестве элементов мы брали только органы, то при анализе содержания организма берем буквально все, что в нем есть – клетки, молекулы в их взаимосвязи и т.д.). Для выражения какого-либо фрагмента системы в плане ее содержания используют уже не понятия "элемент", "подсистема", "часть", а слово "компонент" (составляющая).

Соотношение формы и содержания раскрывается в следующих аспектах:

1. Форма и содержание неразрывны: форма содержательна, содержание оформлено. Одно без другого просто не существует. Если содержание есть совокупность всех компонентов целого, их взаимодействий, то форма – организация устойчивых связей между ними. Поэтому нигде и никогда не существует неоформленного содержания или бессодержательной формы, они взаимосвязаны.

2. Связь формы и содержания неоднозначна: одно и то же содержание может иметь разные формы (запись музыки на пластинке, катушке, кассете, компакт-диске); одна и та же форма может иметь различное содержание (на одинаковой кассете может быть записана классическая, народная, рок-, поп-музыка).

3. Единство формы и содержания противоречивы: содержание и форма являются противоположными сторонами предметов и явлений, имеют противоположные тенденции. Определяющая тенденция содержания – изменчивость; формы – устойчивость. Форма организует содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее.

В общественной деятельности понятие формы связано с понятием правил, упорядочивающих, регулирующих всевозможные виды деятельности. Огромное значение в жизни общества имеют обычаи, ритуалы, традиции, а особенно правовые нормы.

В качестве упорядочивающего фактора форма более консервативна (лат. conserve – "сохранять"), чем содержание. Поэтому форма может не соответствовать изменившемуся содержанию, и тогда возникает потребность изменения формы для преодоления возникшего противоречия. Некоторые противоречия между формой и содержанием существуют всегда и определяющую роль в этом противоречивом единстве, как правило, играет содержание, которое во многом обуславливает как само появление формы, так и многие ее особенности.

Особо следует отметить, что рассмотрение системных отношений вне всякой временной перспективы возможно лишь как абстракция, ведь любая система функционирует, а функционирование есть движение системы во времени. Рассмотренный принцип системности является одним из важнейших принципов диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. Другим важным принципом является принцип детерминизма.