Деятельностное существо

Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или, по выражению Б. Паскаля, "мыслящим тростником", ничтожной былинкой в необъятных просторах мироздания. Кант впервые увидел в человеке активного творца, который подчиняет природу законам своей разумной деятельности и даже существование самого Бога допускает лишь потому, что это согласуется с его нравственными принципами.

Согласно Канту человек в процессе познания не просто фиксирует данные опыта, но на основе активной мыслительной деятельности преобразует их и конструирует из них мир, в котором живет. Но разум, устанавливающий порядок и закономерность в мире, сам остается за пределами этого мира, разум свободен, так как он не подчиняется ничему, кроме самого себя, и сам предписывает себе правила и законы своей деятельности.

Сравните с мыслями русского философа Н.А. Бердяева: "Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром, превышая все вещи мира как бытие, равнокачественное миру. Вселенная может входить в человека, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав Вселенной, все ее силы и качества, что человек – не дробная часть Вселенной, а цельная малая Вселенная...".

Кант считает, что человек является "гражданином двух миров": во-первых, как существо природное, он принадлежит к миру чувственно воспринимаемых явлений, подвластен законам этого мира причин и несвободен, ибо побуждается к действиям имеющимися в этом мире причинными связями. Во-вторых, как существо разумное человек принадлежит к миру целей ("вещей в себе"), миру непостижимой свободы, так как он может мыслить и действовать по собственной воле, совершать поступки, не обусловленные никакими внешними причинами, то есть обладать настоящей свободой, которой нет в мире причин.

Человек как свободно действующее существо есть то, что он делает из себя сам. " Две вещи поражают воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас", – писал И. Кант. Свобода разумной человеческой деятельности, считал он, лежит в основе нравственного поведения человека. Человек сам выбирает правила поведения, которых придерживается в жизни. Высшее правило нравственности – категорический императив Канта: поступай так, чтобы принцип, которым ты руководствуешься, мог бы быть законом всего человечества.

Вслед за Кантом деятельность считал высшей ценностью для человека И.Г. Фихте (1762-1814): "Действовать! Действовать! Вот для чего мы существуем". Однако Кант и Фихте, рассматривая деятельность как существеннейшую характеристику человеческого бытия, понимали ее односторонне: как духовную, мыслительную деятельность. Они преувеличивали свободу человеческого разума и его воздействия на природу, когда утверждали, что деятельность определяет законы природы и вместе с тем считается полностью независимой от них.

С диалектико-материалистической точки зрения человеческая деятельность, направленная на достижение поставленных человеком субъективных целей, может привести к успеху, лишь опираясь на объективные законы природы. В основе человеческого бытия лежит прежде всего материальная деятельность, практика. Способность же человека к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется с развитием общественной практики человечества. В ходе воздействия на окружающую действительность человек изменяет и самого себя, развивает в себе новые силы и способности. Животное не может делать ничего, кроме того, к чему приспособлены его органы тела, у человека же нет биологической предопределенности к какой-то заданной раз и навсегда форме деятельности – вовлекая в свою деятельность различные орудия, он может осуществлять любой вид деятельности. Таким образом, деятельность человека имеет универсальный характер, и сам человек – существо универсальное.

Понятие деятельности неоднозначно. Поэтому, прежде всего, следует уточнить смысл, который мы в это понятие вкладываем. Подведем это понятие под более общую категорию:

Движение – способ существования материи. Но, различая материю неживую и живую, конкретизируем общее понятие движения. Более конкретным понятием, характеризующим особый тип движения, свойственный живым организмам, является понятие активность. Но все живое делится на растительное и животное. Более сложный вид активности, который выступает способом существования животных, выражают понятием поведение. И, наконец, от всех животных человека отличает специфическая форма движения, которая и называется деятельностью.

 


 

Материя

Жизнь

Животное

Человек

Деятельность

Поведение

 

Активность

Движение

 

 

Деятельность – способ существования человека

Однако не все действия людей являются собственными человеческой деятельностью. Когда мы дышим, едим, непроизвольно отдергиваем руку от огня, наши действия ничем не отличаются от инстинктивных действий животных.

1. Собственно человеческая деятельность имеет сознаваемую цель. В уме человека существуют "идеальные образцы", определяющие, что и как должно быть сделано (паук-ткач, архитектор-пчела).

2. Человек оценивает свою деятельность по степени совершенства ее исполнения, сравнивая свои действия и их результаты с образом "должного". Животные не стремятся к достижению "совершенства", а просто выполняют то, что обусловлено природными механизмами их поведения.

3. Деятельность человека, кроме соответствия естественным законам, подчиняется еще и определенным правилам и нормам, которые человек устанавливает для себя сам. Природные законы действуют сами по себе, их невозможно произвольно нарушать или отменять. А правила и нормы человек может принимать или не принимать, может их соблюдать или отступать от них.

4. Если животное в своей жизнедеятельности приспосабливается к окружающей среде, то человек с помощью деятельности преобразует ее. Активно воздействуя на условия своего существования и изменяя их, он творит вокруг себя "вторую природу" – искусственную среду, мир культуры.

5. Природа по своим законам не может произвести то, что по ее же законам производит человек. Можно сказать, что человек, создающий в соответствии с законами природы то, что она без него сама никогда бы не создала, постоянно творит чудеса.

Вместе с тем в процессе деятельности человек, изменяя внешнюю природу, применяет и свою собственную природу, развивает и совершенствует себя. Внутренний, духовный мир человека – самое главное из чудес, рождаемых его деятельностью.

 

Необходимые компоненты человеческой деятельности:

1. Субъект деятельности – отдельный индивид, группа, общество в целом. Говорят об индивидуальной или коллективной деятельности. Но любая индивидуальная деятельность всегда так или иначе включена в общую систему коллективной деятельности людей и в конечном счете – всего человечества.

2. Объект деятельности может быть материальным (земля, обрабатываемая крестьянами, гипс в руках скульптора) или идеальным (образ, понятие, мысль). Может быть и сам человек (при самовоспитании). В процессе самосознания субъект и объект бидоминируют (меняются местами).

3. Цель деятельности – идеальная модель того, что "должно быть" (желаемого будущего). Поведение животных тоже обладает направленностью на какие-то цели, но она обусловлена биологически безусловными или условными рефлексами, которые и определяют конкретную цель в каждой ситуации. Человек же способен выбирать цели своей деятельности произвольно, полагать и предпринимать действия, необходимые для реализации этих целей в отдаленном будущем. Создавая все новые и новые цели, человек выходит далеко за рамки биологических потребностей. Свободное целеполагание – отличительная черта человеческой деятельности.

4. Акты деятельности – отдельные действия, из которых она складывается. Чтобы научиться чему-нибудь, надо прочно усвоить составляющие эту деятельность акты, овладеть навыками выполнения необходимых действий.

5. Способ (метод) деятельности. Будучи свободным в выборе способов своей деятельности, человек стремится из всех возможных выбрать наиболее оптимальный.

6. Средства деятельности – материальные или идеальные предметы, используемые субъектом в процессе деятельности (орудия труда, мысленные модели, знания, умения).

7. Результат (продукт) деятельности. Не всегда совпадает с целью. Деятельность приводит к двояким результатам: прямым – соответствующим нашей сознательно поставленной цели; побочным – которые мы заранее не предвидим и даже не осознаем. А побочные могут быть не просто неожиданными, но и нежелательными.