Формирование человеческого сознания

Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию?

1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы.

Из обширной совокупности природных факторов, в той или иной мере участвовавших в формировании сознания у гоминид (человеческих приматов), выделим некоторые:

а) космические (солярные и межзвездные излучения);

б) экологические (воздействие земной радиации, вулканов, подвижность земной коры, магнитного поля Земли, изменения климата и многое другое);

в) адаптационные (связанные с этологическим приспособлением в природе, естественным отбором и так далее);

г) генетические (сальтация генов, уменьшение числа хромосом и так далее). Действие генетических механизмов пока еще не совсем ясно, однако уже получены данные о существовании в структуре ДНК постоянных и изменчивых компонентов. Постоянство выражается в том, что у нас имеются общие гены даже с горохом, сходство хромосом и белков у человека и шимпанзе составляет 99%. В генетической структуре современных людей хранится информация о всех пройденных этапах этнического развития (генетическая память поколений). Изменчивость ДНК выражается в эволюции регуляторных генов, которая обусловила процесс цефализации (греч. cefale – "голова") – рост головного мозга гоминид.

2. На фундаменте природных факторов базируются определяющие развитие человеческого сознания социальные факторы:

Главным фактором, обеспечивающим переход к принципиально новому образу жизни, который позволил гоминидам вырваться из мира животных, была трудовая деятельность. Разные формы труда (употребление и изготовление деревянных и каменных орудий) предшествуют становлению сознания, которое развивается постепенно, по мере совершенствования труда. В труде (при изготовлении орудий) необходимо предвидеть цель и уметь найти средства ее достижения. Предметно-чувственное отражение уже не может полностью соответствовать этому, поэтому труд неизбежно требует особого мыслительного аппарата, с помощью которого можно было бы в идеальной форме поставить цель и найти средства ее реализации.

А поскольку труд с самого начала носит общественный характер, то он же порождает потребность передавать другим людям эту цель и возможные средства к ее достижению. Таким образом, трудовая деятельность – решающий фактор развития мышления и сознания, выделения себя из среды, развития языка как средства общения и взаимопонимания.

Первоначально действия сочетались со звуками (пантомима), постепенно происходила замена движений звуками, то есть звуки, их сочетания обозначали действия, предметы и события. На основе подражания использование этих звуковых образов распространялось среди племени и, усложняясь на протяжении многих поколений, приводило к формированию речи и языка. Язык, членораздельная речь как особая деятельность человека (выражение и передача мыслей) становится вместе с трудом главным стимулом дальнейшего формирования человеческого мозга и органов речи. Язык, возникнув из процесса труда вместе с сознанием, выполняет две основных функции:

1. Средство мышления. Фиксируя в словах и фразах свои впечатления и представления, человек вырабатывает отвлеченные понятия, строит абстрактные и обобщенные знания о явлениях действительности.

2. Средство общения. Благодаря языку можно сохранять, накапливать и передавать информацию, делать знание индивида достоянием всех. Таким образом, с появлением и совершенствованием языка люди приобретают новое и мощное орудие развития сознания.

Язык опосредован через знак, то есть условный образ, модель предметов и явлений. Материальное выражение знака: звук (колебание воздуха) или письмо (буква, иероглиф, слово) обозначает реальные предметы и явления и связи между ними. Признание знакового характера языка объясняет существование множества языков (сравните с библейской легендой о Вавилонской башне) и такие явления, как способность одного слова обозначать многие понятия и наоборот.

Первобытный человек осознавал себя прежде всего как частицу целого, в составе которого он живет – стада, рода, племени. Его сознание первоначально было – МЫ, и лишь постепенно, с общественным разделением труда, противопоставлением себя другим, становилось – Я, индивидуальным сознанием. Сначала
МЫ-ОНИ, потом Я-ДРУГИЕ. Внутренний, духовный мир человека проявляется в результате постепенного самоосознания, сравнения себя с другими, общения.

Итак, сознание – продукт общественно-исторического развития, оно возникло вместе с человеческим обществом, в процессе становления и совершенствования трудовой деятельности и языка и формируется только в условиях постоянного общения индивидов между собой.