Сущность и свойства сознания

Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает как окружающую его действительность, так и себя самого. Поэтому:

1. Важнейшим свойством сознания является его рефлексивность (лат. reflexio – "отражение назад"): оно отражает не только внешний мир, но и себя самого. При этом сознание как бы отстраняется от внешнего мира, освобождаясь от внешней зависимости. Рефлексируя, то есть обращаясь к своему внутреннему миру, индивид вступает во внутренний диалог с самим собой. Понимание себя, своего Я возможно только в результате сопоставления себя с другим, когда всякая мысль, любое переживание в конечном счете сопровождаются "оглядкой" на другого. Другой внутри меня – это Я САМ, то есть второе Я, alter Ego. Оглядка на второе Я – это сравнивание себя-какой-Я-есть и себя-какой-Я-должен-быть, или Я-реального и Я-идеального. Когда человек смотрит на себя как бы со стороны, отстраненно, он сравнивает свое старое понимание ситуации (когда он был внутри заданной ситуации) с новым (когда он вышел за рамки заданности), то есть, по существу, человек входит в диалог с собой.

Таким образом, первым важнейшим свойством сознания является его рефлексивность и диалогичность. Это не два разных свойства, а две стороны или два уровня одного свойства, тесно взаимосвязанные между собой. Без рефлексии, то есть отстранения от Я и взгляда на себя со стороны, с позиции ТЫ, невозможно вступить в диалог Я и ТЫ. Но и без разделения на Я и ТЫ, которое происходит во внутреннем диалоге, невозможно посмотреть на себя со стороны, то есть рефлексировать.

Диалогичное сознание позволяет субъекту самостоятельно и свободно намечать цели своей деятельности и пути их достижения, отстраняясь от внешней принудительно заданной ситуации. С помощью диалогичности и рефлексивности сознания субъект получает возможность создавать мысленные модели будущего и, таким образом, предвидеть ход событий, "проигрывая" в сознании различные варианты своих действий. Благодаря этому он может регулировать свое поведение, управлять своей деятельностью свободно и результативно.

Из всех способов саморегуляции материальных систем, созданных природой, сознание является наиболее совершенным. Именно способность предвидеть ход событий и управлять им в своих интересах обеспечивает человеку его превосходство над другими живыми существами и позволяет ему развивать и совершенствовать подлинно человеческий образ жизни.

2. Сознание всегда направлено на что-то, что осознается и составляет предмет сознания. Это свойство сознания называют предметностью или интенциональностью (лат. intentio – "стремление"), направленностью на какой-либо предмет. Это свойство сознания предполагает не просто пассивное восприятие внешних воздействий, а активную избирательную устремленность к тому, в чем субъект нуждается, к целям, которые обусловлены его потребностями. Таким образом, сознание включает в себя целеполагание, постановку целей и поиск путей их достижения.

Предметом сознания могут быть и образы непосредственно окружающего нас мира, и образы-воспоминания, которые не даны непосредственно, и различные внутренние ощущения, переживания. Мы можем направлять луч нашего внимания на различные предметы как внешнего, так и внутреннего мира – сознание активно.

3. Социальный характер сознания, то есть опосредованность знаковыми и символическими структурами. Сознание – социальное явление, оно формируется только в условиях общественной жизни. Со-знание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития (онтогенеза) приобщается к совместному знанию – культуре, и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание (М.К.Мамардашвили: я строю свое поведение через знание культуры). Нормы культуры – инструментарий построения собственного сознания личности.

Видовой опыт человека зафиксирован не в генетической программе, а во всей совокупности материальной и духовной культуры. Каждый человек может стать представителем своего вида (homo sapiens), только если он усвоит (в определенном объеме, так как все усвоить невозможно!) и воспроизведет в себе этот видовой опыт. Мир культуры – мир знаков и значений. В совокупности знаков как бы "зашифрована" социальная информация. Расшифровать знак, символ – значит понять его значение. Значение – это внутреннее содержание знака, основная образующая человеческого сознания. Однако сознание не сводится лишь к совокупности значений, безличному знанию, оно – всегда страстно, всегда как-то относится к значению, то есть сознание – это не только знание, но и отношение. Смысл – это переживание субъективной значимости какого-либо предмета ("Жизнь потеряла смысл"... "Бессмысленная работа" и т.п.).

При анализе ситуаций часто выявляется смысл ситуации еще до анализа значений, то есть мы уже как-то относимся к ситуации, еще не сознавая ее значения с точки зрения культуры. Например, в выражении академика Щербы "Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка" звучит внутренний образ – значения нет, а смысл понятен. Взаимопонимание людей и самопонимание обеспечивается означением смыслов и осмыслением значений.

Опираясь на указанные важнейшие свойства сознания (диалогичности – рефлексивности, предметности – интенциональности, социальной обусловленности значениями и смыслами), феномен сознания можно представить как высший уровень отражения и саморегуляции, присущий человеку.