Специфика философии

Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией.

Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет определенные черты сходства с ней:

1. Теоретический тип знания. Его особенность в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями (сознание, материя, свобода, истина, вещь в себе и т.д.).

2. Отношение к истине как высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, истина используется как средство. Только в науке и философии цель деятельности – истина сама по себе. Истина добывается ради самой истины, и если используется как средство, то для достижения новой истины. Аристотель: "Платон мне друг, но истина дороже".

Общность между наукой и философией породила традицию считать философское знание разновидностью научного. Поэтому отрасли философского знания именуются философскими науками, присуждаются ученые степени докторов и кандидатов философских наук, исследовательские учреждения философской направленности включены в систему Академии Наук. Наука в широком смысле – все, чему учатся, включая даже "науку страсти нежной" (Пушкин). В этом смысле философия – наука. Но если говорить о науках физике, биологии, языковедении и т.п., то вопрос оказывается не простым. Что же отличает философию от науки?

1. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее интересует объективное знание о явлениях действительности, а не субъективное мнение людей о них. Философия же, занимаясь исследованием принципов человеческого понимания действительности, имеет дело именно с этим пониманием, а не с самой действительностью. Она изучает мысли, суждения, мнения, убеждения людей, то есть содержание их знания, их сознание. Изучая содержание человеческого сознания, философия может делать выводы и о действительности, которая отражается в сознании. Но ведь сознание не зеркало, в нем не просто отражается действительность, но и формируется человеческое отношение к ней. Кроме научных знаний о действительности в сознании содержится множество всякого рода других духовных феноменов: чувства, эмоции, желания, идеалы, фантазии, убеждения и предубеждения, связанные с культурными традициями, житейским опытом, индивидуальными особенностями личности.

Поэтому философия, с одной стороны, строит свои суждения о действительности на более обширном и разнообразном материале, чем наука. А с другой стороны – весь этот материал заставляет философию смотреть на действительность сквозь призму человеческого отношения к ней, сложившегося в определенную историческую эпоху и у определенных групп людей.

Таким образом, философская мысль в отличие от науки всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских рассуждений о мире. Поэтому философия близка к гуманитарным отраслям научного познания – литературе, истории, культурологии – так называемым наукам о духе. Однако каждая из этих наук изучает лишь некоторую сферу духовной жизни людей, а философия осмысливает все содержание сознания в целом.

2. Научное знание отражает действительность, то есть то, что существует (есть, было, будет). А философия не просто отражает существующее, а выводит знание о том, что должно быть: как человек должен жить, к чему стремиться, как следует представлять мир и место человека в нем, как надо принимать истину и что нужно делать для ее достижения и проверки, на каких принципах должны строиться человеческие отношения, каким должно быть наилучшее устройство общества. Самые важные философские вопросы – о высших жизненных ценностях и идеалах, которые должны определять жизнь и деятельность людей.

Но ведь представления о высших жизненных ценностях – счастье, добре, красоте, идеальном обществе, идеальной семье – не описание реальных объектов, а воображаемые образцы, используемые для оценки реальности. Смысл, в котором человек понимает высшие жизненные ценности и идеалы, – не что-то, существующее само по себе, в готовом виде (в мире или мысли). Смысл рождается где-то на границах сознательного отношения человека к миру.

Философские размышления помогают человеку определить этот смысл, сформулировать его, сделать содержанием сознания. Но не чужие, а собственные философские размышления. Каждая личность уникальна и неповторима, у каждой личности образуется свой уникальный комплекс высших жизненных ценностей и идеалов. Заимствовать их со стороны невозможно, как совесть, которая должна быть выношена, выстрадана, сотворена каждой личностью самостоятельно. Изучение философии дает знания, необходимые для самостоятельных размышлений, но выучить свои высшие идеалы и ценности по учебнику нельзя.

Для знакомства с философией требуется некоторый уровень общей культуры. Предполагается, что полные невежды философию не изучают. Но для понимания философии достаточно иметь средние знания, нормальный интеллект и желание вдумываться, размышлять. Хотя уровень понимания может быть различным – он зависит от жизненного опыта, склонностей, способностей, интереса к философским вопросам и др.

3. Наука опирается на прочный фундамент фактов. Даже самые смелые научные гипотезы и идеи должны подтверждаться данными опыта. Но философские идеи касаются исходных, предельных оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть фактами опыта. Причина именно в предельном характере философских идей – они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы, правила, принципы мышления о том, что в опыте не дано.

Философское суждение о ценностях и идеалах опирается не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей об идеалах невозможно, так как эти идеалы не описываются, а создаются (осознаются, образуются, вырабатываются) в самих мыслях. Как проверить истинность "Человек должен быть честным и порядочным"? Факты могут говорить о торжестве подлецов. Так же опыт не может выяснить, что на самом деле является высшей жизненной ценностью – любовь, творчество, семейное счастье. Каждый волен иметь на это свой взгляд.

Так как во многих случаях философские утверждения невозможно окончательно доказать или опровергнуть с помощью опытных данных, то в философии по одному и тому же вопросу могут существовать различные точки зрения. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений – необходимое условие существования и развития философской мысли. В философии существуют так называемые вечные проблемы, которые обсуждаются на протяжении многих веков (свобода и необходимость, смысл существования и др.). Любое решение таких проблем не может быть окончательным и вызывает сомнения и споры.

Не стоит считать, что философское познание не способно дать истину. Мир настолько многообразен, что разные решения философских проблем содержат долю истины, смысла. Н. Бор: "Великая истина – такая истина, противоположность которой – тоже великая истина". Исторический опыт свидетельствует, что в процессе развития философии постановка проблем изменяется, их понимание углубляется, и нередко истины, казавшиеся альтернативными и несовместимыми, впоследствии сочетаются и взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, наряду с наличием ряда проблем, общих для философии и науки (решение которых ведет к получению научно-философского знания), значительная часть философского знания не носит чисто научного характера и не входит в состав науки.

Сходство философии и искусства в том, что главный предмет внимания – человек, его духовный мир, его восприятие и понимание явлений действительности. И философ, и художник защищают и обосновывают определенные человеческие ценности и идеалы (своими средствами), окружающая действительность осмысливается ими в свете этих ценностей и идеалов. Они стремятся донести до других свое видение мира, сделать доступными и понятными для других свои духовные прозрения и прорывы. Как поймет человек то, что хочет выразить в своем произведении композитор или поэт, какой отклик вызовет оно в его душе – зависит не только от автора, но и от этого человека. Каждый может по-своему истолковывать художественное творчество.

Также и понимание философских идей неоднозначно, а глубоко личностно. Трактовка смысла и значения философских произведений, как и творений искусства, меняется в зависимости от культурно-исторических условий, общественных процессов, социального положения человека, его индивидуальных психических способностей. Поэтому труды великих философов, подобно шедеврам искусства, не стареют. В каждую эпоху в них обнаруживается что-то ранее недооцененное, непонятое, поэтому они приобретают новый смысл и актуальность и всегда остаются современными. В философии, как и в искусстве, в отличие от науки, изучение учебников не может заменить непосредственного знакомства с первоисточником. Можно изучить общую теорию относительности по учебнику, не зная работ Эйнштейна, но нельзя разобраться в марксизме, не читая самого Маркса. Для овладения философией самостоятельное чтение классических философских произведений также необходимо, как необходимо своими глазами видеть картины С. Дали, чтобы в полной мере понять и оценить их. Никакие описания и объяснения не могут заменить подлинника.

Отличие философии от искусства в том, что философия – область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Философ объясняет и доказывает, поэт – показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует прежде всего на их чувства и через это воздействие побуждает к размышлению, да и то не всегда. В философии же автор прямо и непосредственно обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом вспомогательную роль.

Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие великие философы были прекрасными писателями: Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Л. Толстой, Камю, Сартр и др. Нередко литературное художественное произведение, написанное в форме поэмы или романа, несет в себе глубокое философское содержание, такие произведения трудно однозначно отнести к искусству или к философии: "Божественная комедия" Данте, "Братья Карамазовы" Достоевского, "Фауст" Гете, "Игра в бисер" Г.Гессе, "Тошнота" Сартра и др. Л. Толстой в эпилоге "Войны и мира" помещает настоящий философский трактат о свободе и необходимости в истории. В стиле художественно-философского эссе писали П. Чаадаев, В. Розанов, С. Кьеркегор, Ф. Ницше. Все крупные философы даже в самых строгих философско-теоретических трудах не пренебрегали возможностями художественно-образного выражения мысли.

Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее часто пересекаются друг с другом.

В религии, как и философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные идеи (о боге, божественном творении мира, бессмертии души, о божьих заповедях) по своему характеру сходны с философскими.

Но в рамках религии они не обосновываются, а принимаются на веру и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать свои утверждения, с помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму сверхразумные догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никому и все решения принимает сам.

Религия может тесно сближаться с философией, пытаясь рационально обосновывать религиозные догматы и образуя особые философские направления – теологию (теоретическое богословие или религиозную философию). Верующий обращается к теоретической системе оснований философии для обоснования своей веры, но религия от этого не превращается в философию. Таким образом, философия и религия вступают в контакт – существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией, но существует и множество философских учений, не совместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами, хотя философское мышление отличается от религиозного: оно свободно от догм, критически анализирует любые утверждения, а религия осуждает всякое сомнение в догматах как грех.

Итак, несмотря на то, что у философии много общего как с наукой, так и с искусством и религией, философия все же является особой относительно самостоятельной областью духовной деятельности людей, отличающейся от других областей целым рядом особенностей.