Чувственное и рациональное

Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все человеческие знания когда-то и кем-то были добыты впервые посредством самостоятельной познавательной деятельности. Анализируя познавательную деятельность человека, философы стали издавна различать две основные формы, в которых результаты познания выражаются в сознании:

1) наглядные образы (картинка);

2) абстрактные мысли (конструктивная функциональная схема).

Содержание наглядного образа фиксирует конкретные, индивидуальные признаки предметов, доступные чувственному содержанию; в пространстве-времени образ подобен самому предмету.

Содержание абстрактной мысли выражает общие признаки предмета, взятые в отвлечении от его индивидуальных, чувственно созерцаемых признаков; никакого пространственно-временного сходства.

Этим двум формам выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности:

1. Чувственное познание – процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими.

2. Рациональное познание – процесс формирования и развития абстрактных мыслей.

Роль и значение чувственного и рационального в познании, их соотношение в философии оценивались по-разному. Сторонники сенсуализма, эмпиризма (Гоббс, Локк, Беркли) утверждали, что главный источник знаний – чувственный опыт. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) полагали, что решающая роль в познании – разум. И.Кант в ХVIII в. доказывал, что чувственное и рациональное в равной мере являются необходимыми элементами познания, так как знание возникает в результате соединения данных чувственного опыта с формами рационального мышления (которые уже имеются в сознании до опыта).

Накопленные к настоящему времени результаты гносеологических и психологических исследований позволяют преодолеть крайности сенсуализма и рационализма, сохранив их позитивное содержание. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступеней познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью, ведь мышление – качественно самостоятельное целое со своей особенной структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Познание явлений, вещей начинается с наблюдения конкретных явлений, то есть с непосредственного восприятия человеком мира с помощью органов чувств. Чтобы познать неизвестный предмет, нужно сначала осмотреть его, определить присущие ему свойства. Полученный в результате этого исследования эмпирический материал служит основой для дальнейшей мыслительной его обработки. (От живого содержания – к абстрактному мышлению – к практике). Мы ничего не узнаем иначе, как с помощью органов чувств. Даже о тех знаниях, которые уже являются достоянием человечества, мы узнаем посредством письменной или устной речи, воспринимаемой зрением или слухом. Лишенный сразу всех органов чувств, человек теряет вообще возможность воспринимать, а значит и познавать окружающий мир, так как кроме этих органов чувств у нас нет других средств и возможностей контакта с внешним миром, а без такого общения невозможно и само познание.

Ощущение – простейший чувственный образ отдельных свойств, предметов, явлений. Ощущение – отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Психологи насчитывают до 20 видов внешних и внутренних ощущений: зрительные, вкусовые, слуховые, чувство голода, жажды). Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. С помощью приборов человек расширяет свои природные возможности, которые расширены у сенситивов, экстрасенсов. Но ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов. Цельный же образ их возникает в сознании через более высокую форму чувственного познания – восприятие.

Восприятие – целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств. Все ощущения воспринимаются не изолированно друг от друга, а как свойства единого предмета. Восприятие сводится к простой механической сумме ощущений. Оно – результат сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в единое целое. Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются интересы, настроения, чувства, желания, опыт.

Третья форма чувственного отражения материального мира в сознании человека – представление – наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Это воспроизведение в сознании тех предметов, явлений, которые воздействовали на органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в памяти. Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления опираются не только на воспоминания, но и на воображение. Сила воображения позволяет человеку создавать в уме новые образы, способные значительно отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых образов неизменно служат чувственные данные, взятые из прошлых восприятий (Пегас, Кентавр).

Представления отличаются от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости, но они не есть только бледные, ослабленные копии впечатлений. Они содержат элементы обобщения, что делает их более высокой формой чувственного отражения материального мира, чем ощущения и восприятия. В формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, осмысления и истолкования их содержания. Свидетели преступления зачастую могут расходиться в показаниях, их представления зависят от их личного понимания и осмысления. Люди доосмысливают неясности, забывают подробности, опираются на свое воображение.

Из опыта каждый знает, что одно представление вызывает другое и т.д. Образуются целые комбинации образов, связанных друг с другом, называемые ассоциациями. Ассоциация – связь между образами, при которой возникновение одних из них влечет за собой появление других. Существуют определенные психологические закономерности, обуславливающие ассоциативный переход от одних образов к другим. Ассоциация складывается:

– по смежности (если объекты постоянно воспринимаются вместе, то и представления сходству (объекты с аналогичными признаками);

– по контрасту (несходные признаки).

Ощущения, восприятия, представления – первая и необходимая ступень познания – чувственное живое созерцание. Хотя представление находится уже на перепутье между чувственным и рациональным познанием. Оно и конкретно, наглядно, и в то же время не является непосредственным отражением, как ощущения и восприятия. Но с помощью только чувственного познания невозможно раскрыть внутреннюю сущность предметов, закономерности, присущие вещам, явлениям объективного мира. Человек не довольствуется познанием внешних сторон явлений, а стремится проникнуть в сущность реального мира, познать закономерности развития природы, общества, мышления, что невозможно без теоретического, научно-абстрактного мышления.

Далеко не все явления материального мира можно воспринять чувственно даже с помощью самых совершенных приборов. При изучении законов истории, экономических форм мы не можем пользоваться микроскопом, химическими реактивами, их должна заменить сила абстракции, сила человеческого разума. Поэтому абстрактное, рациональное мышление играет исключительно важную роль в познании, являясь высшей ступенью познавательного процесса. Рациональное (абстрактное, логичное) познание (мышление) – опосредствованное (через множество промежуточных операций переработки информации) и обобщенное отражение действительности.

Его основные черты:

– определенность;

– непротиворечивость;

– последовательность;

– обоснованность.

С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает возможность познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и представить (бесконечность, многомерное пространство – "ненаглядные понятия", их можно лишь обозначить условными символами).

Первая форма логического мышления – понятие – мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки. Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия – признаки, которые в нем мыслятся. Давая определения понятия, надо указать существенные признаки, необходимые и достаточные для отличения предмета от всех других. Объем понятия – совокупность предметов, обладающих этими признаками.

Различают понятия единичные (объем – один предмет) и общие (два и более). (Понятие "Москва" тождественно по объему понятию "столица России", может быть меньше или больше). Любое мышление – простое, самое сложное, элементарное, формально-логическое, научно-теоретическое, диалектическое – всегда осуществляется при помощи понятий.

Таким образом, понятие – материал, основа любого мыслительного акта; элементарная клеточка логического мышления. Но отдельными понятиями, изолированными друг от друга, люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия всегда употребляются в составе суждений (как слово в предложении). Мы мыслим суждениями, оперируя понятиями.

Суждение – мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Всякая мысль, содержащая в себе утверждение или отрицание чего-либо, выражается в виде суждения. В отличие от понятий, которые отображают совокупность существенных свойств предметов, суждения отражают связи и отношения между вещами и внутри самих вещей, между вещами и их свойствами. Мыслить – это прежде всего выражать (устно, письменно, в уме) суждения, то есть судить о вещах, явлениях и их свойствах. Суждение теснейшим образом связано с понятием:

1) в состав каждого суждения непременно входит понятие;

2) ни одно понятие нельзя сформировать без помощи суждений;

3) содержание понятия можно раскрыть только при помощи суждений, так как раскрыть содержание = определить это понятие, то есть перечислить существенные признаки предметов, отраженных в данном понятии, что можно сделать только при помощи суждений.

Суждения могут быть простые (S – P) и сложные. Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственного наблюдения над действительностью (роза красная). Но значительная часть суждений (в науке) выводится по определенным правилам (логики) из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.

Умозаключение – логическое рассуждение, с помощью которого из одних суждений выводятся другие суждения.

Например: Ртуть – жидкость (м-р)

Ртуть – металл (м-s)

Некоторые металлы – жидкости (s-р).

 

Суждения над чертой – посылки, под чертой – вывод (заключение).

Вывод вытекает из посылок с логической необходимостью. Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным. Если посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем посылки. Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее – индуктивное. Индукция позволяет обобщить имеющиеся знания, однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными. В мышлении дедукция и индукция взаимодополняют друг друга. Существует множество видов умозаключений, различных по своей логической структуре. Умозаключение – мощное средство научного познания. На них построено все здание науки.

Таким образом, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает нам возможность более полно и глубоко познать объективность мира, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи, закономерности действительности. Поэтому оно – высшая степень познания.

Чувственное и абстрактное познание органически связаны между собой. Каждая из этих сторон познания, взятая отдельно, не может существовать без другой, никакое абстрактное мышление не может осуществляться без чувственного опыта, без непосредственно живого созерцания предметов мысли. Непосредственное общение человека с миром, живое чувственное познание – необходимая основа логического, теоретического мышления. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы.

Процесс познания не всегда осуществляется в развернутом и логически доказательном виде. Опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях недостаточна для решения проблем; порой процесс творчества не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению.