Специфика социального познания

 

Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвуковые скорости и гибкие технологии стали заметными вехами на пути к прогрессу. В то же время существует целый ряд проблем, которые коллективный ум человечества не может сдвинуть с мертвой точки: вопросы экологии и преступности, проблемы экономики и власти. Мы по-прежнему боимся войн, межэтнических конфликтов, сексуальных маньяков, безработицы, СПИДа, диктатуры, не понимая сущности этих явлений. Все это – проблемы человеческого общества.

Общественная жизнь – специфическая часть природы, имеющая свои собственные закономерности, отличные от законов природы. Поэтому природные законы и законы общественного развития наряду с единством обладают рядом специфических особенностей.

Во-первых, законы общественного развития относительно недолговечны (в отличие от вечных законов природы).

Во-вторых, законы общественной жизни проявляются только через деятельность. Они непосредственно затрагивают интересы людей, различных социальных групп и классов.

Эти особенности общественных законов и определяют специфику их познания.

1. Общество выступает и как субъект, и как объект познания. Люди творят свою собственную историю, они же и познают ее. Это и облегчает, и затрудняет познание. Познание общества протекает в атмосфере личностного отношения субъекта к исследуемой проблеме, что может и способствовать, и тормозить истинное познание. Дело не только в особенностях отдельных личностей, но и в различии социальных, классовых интересов. Поэтому необходимость и закономерность в явлениях общественной жизни можно раскрыть лишь при исследовании поступков не отдельной личности, деятельность которой может обусловливаться случайными мотивами, а определенных социальных групп.

2. Познающий субъект испытывает влияние не только общественных отношений и интересов. Познание общества в большей степени, чем познание природы, зависит от психического состояния, воспитания, образования субъекта. Огромное влияние на глубину и точность познания оказывает характер и уровень развития условий жизни общества, отражающийся в человеческом сознании.

3. Социальные процессы сами по себе значительно сложнее многих природных явлений, так как они отражают самую высшую форму движения материи – социальную (лат. socium – "общество"). В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько не похожи друг на друга и так причудливо переплетены, что обнаружить там определенные закономерности непросто. Поэтому и сами науки об обществе возникли позже, чем науки о природе, когда уже был накоплен некоторый опыт познания.

4. В социальном познании исследуются не только материальные отношения и закономерности, как в естественных науках, но и закономерности развития духовных, идеальных связей и отношений.

5. Если естествоиспытатель имеет возможность непосредственно иметь дело с объектом исследования, наблюдать его, экспериментировать с ним, то обществовед оперирует представлениями и понятиями, то есть абстрактными, не наглядными объектами. Опытно-экспериментальная система, давшая огромные результаты в физике, химии, биологии, здесь почти неприемлема (вспомните, чем кончались опыты над человеком и обществом).

Основные принципы социального познания:

1. Рассмотрение явлений в их всеобщей связи и взаимозависимости.

2. Рассмотрение явлений в движении, историческом развитии.

3. Конкретность истины в анализе общественных явлений (учет условий, времени, места).

Приборы естествоиспытателя при исследовании общества заменяет сила абстракции: выделяют наиболее общие, философские категории, на их основе строят систему – теоретическую модель общества – и с помощью этой схематической модели анализируют реальное, живое общество.