Функции философии

Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.

 

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Понятие мировоззрения неоднозначно, однако можно выделить его основные характеристики:

1) оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;

2) эти взгляды – не просто знания о действительности, а знания, ставшие убеждениями;

3) эти убеждения определяют направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни, проявляясь в поведении личности.

Любой человек обладает тем или иным мировоззрением, имеющим для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни. Существуют различные виды мировоззрений:

1. Мифологическое мировоззрение древнейшего периода истории объясняет сложные и непонятные явления природы и общественной жизни вмешательством загадочных, мистических явлений, во многом подобных самому человеку.

2. Религиозное мировоззрение, распространенное до сих пор, развивается наряду с противоположным ему атеистическим.

3. Стремление решать проблемы рационально приводит к формированию научного мировоззрения в различных исторических вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.).

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Средствами разработки мировоззрения является философские размышления. В создаваемых философами системах обобщаются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Поэтому идеи философов получают признание и распространение в обществе.

Таким образом, философия – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая основа решения мировоззренческих вопросов.

Мировоззрение человека, не знающего философии и не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно страдает неустойчивостью или догматичностью, ему свойственны несогласованность и внутренняя противоречивость. Можно прожить и со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием, но очень часто узость, поверхностность, противоречивость такого "философски необработанного" мировоззрения ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие, – к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой. Можно пытаться собственными силами решать все мировоззренческие проблемы, однако вряд ли разумно заново "изобретать велосипед", пренебрегая многовековой мудростью и опытом решения мировоззренческих вопросов, накопленными в философии. Поэтому прислушаемся к древнегреческому мудрецу Эпикуру (341-270 гг. до н.э.): "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души".

2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Некоторые мыслители надеются установить некие абсолютные, вечные принципы философии, считая, что для их поиска надо отвлечься от событий быстротекущей жизни, ибо вечные истины вне мирской суеты. Поэтому философию они представляют как высшее занятие ума, погружение в царство чистой мысли. На самом же деле философские проблемы – не абстрактные выдумки кабинетных умов, эти проблемы ставит сама жизнь, а в философских дискуссиях идет поиск таких решений, которые соответствуют потребностям различных людей, групп, народов и человеческого общества в целом на разных этапах истории.

Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой подфункций:

1. Культурная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи, она выступает как ядро культуры, как ее душа, мозговой центр, влияющий на все развитие культуры. Можно согласиться с Б. Расселом (1872-1970): "Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами".

2. Критическая функция. Особенность философской критики в том, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а главный удар направляет против укоренившихся догм, стандартов мышления, привычек сознания, которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешая увидеть реальность в истинном свете. Если философия возводится в ранг официальной и сковывается требованиями пропагандировать идеологию государства, то пресекается всякое философское инакомыслие и философия, по существу, не выполняет свою критическую функцию.

3. Прогностическая функция. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ развития.

4. Идеологическая функция. Идеология – совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий. Философия отражает общественную жизнь эпохи, поэтому в философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды различных слоев общества. Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами защищать или обслуживать интересы какого-то класса или социальной группы, а в том, чтобы отражать реальное разнообразие общественных позиций, идеалов и жизненных ценностей людей.

Неверно думать, что каждое философское учение однозначно привязано к интересам определенного класса и защищает только их. Нередко в одном философском учении содержатся идеи, выражающие интересы разных классов и слоев общества. Некоторые философские проблемы вообще не затрагивают ничьих классовых интересов, заключая в себе общечеловеческие ценности и идеалы.

 

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Прежде чем говорить о третьей, методологической функции философии, разберемся с понятиями.

Метод – способ действий. Методика – совокупность методов какой-либо деятельности. Методология – знание, учение о методах и методиках. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой сфере формируется и своя методология. В политике – это методы компромисса и конфронтации, в науке – разнообразные методы научных исследований, в правоохранительных органах – свои методы следствия, ОРД, дознания, методы розыска преступников и сбора судебных доказательств.

Но методологические знания в любой сфере деятельности не ограничиваются только рассмотрением методов, ведь оценка методов зависит от конечных результатов какого-либо метода и отношения этих результатов к целям деятельности. Поэтому методология должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

Методология – знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях. (Как – методы; чем – знания, чтобы действовать целесообразно и эффективно).

Наряду со специфическими методами в каждой сфере деятельности используются и общие: методы логического мышления (анализ, абстрагирование, дедукция), математические методы, которые используются повсюду – в науке, экономике, технике и других областях. Поэтому в методологию включены разные уровни знания – от конкретных специальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще, что уже является сферой философии.

Из философских представлений о мире и человеке вытекают общие методологические рекомендации, помогающие человеку ориентироваться в окружающей действительности и позволяющие определить исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели.

Философия – общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных видов человеческой деятельности. Формируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.