Формы общественного сознания

Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания.

Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическое, экологическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное.

1. Экономическое (греч. ойкономия –"управление хозяйством") – представления:

– о хозяйственной жизни общества(и социальной группы, в том числе семьи);

– о производстве и распределении материальных благ;

– о собственности и управления ее видами;

– о торговле и финансах, доходах и расходах.

2. Экологическое (греч. ойкос –"дом, родина") – особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем природы и общества в условиях их общего кризиса. Направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы.

Философско-методологические концепции экологического сознания:

1) природа несовершенна, поэтому необходимо ее улучшать и совершенствовать с точки зрения обитания человека для полного поглощения естественной природы искусственной.

Возражения:

а) нет бесспорных доказательств несоответствия естественной среды оптимальным условиям жизнедеятельности человека;

б) активное экологическое производство может нарушить хрупкое равновесие в природе и сделает экологическую катастрофу неотвратимой;

в) велика опасность, что бактерии, вирусы, паразиты человека, быстро приспосабливающиеся к искусственным условиям, создадут угрозу существованию людей как биологического вида;

д) пока не существует способов точного прогнозирования и оценки возможных последствий экологического производства, так как биосоциальные экосистемы настолько сложны, что не поддаются моделированию даже с помощью суперЭВМ.


Поэтому более реалистичной представляется другая концепция:

2) следует сохранять и поддерживать существующую естественную среду обитания; признавая неизбежность НТП, надо осуществлять развитие ресурсосберегающих и безотходных технологий, максимально охраняющих природу. На смену цели, поставленной еще Ф.Бэконом для человека: господство над природой, приходит новая – гармония, взаимодействие общества и природы, человека и окружающей среды. Совместный процесс эволюции природы и общества называется коэволюцией.

Огромные проблемы порождают биотехнология и информационная технология. Генная инженерия позволяет создать принципиально новые живые существа. Информационная технология уже создает системы искусственного интеллекта. Возможно, что коэволюция с участием новых биологических и социальных систем позволит не только максимально экономно расходовать природные ресурсы, но и восстановить части потерянного. Итак, экологическое сознание, выделяя целый комплекс проблем, порождаемых развитием НТП, биосоциальным развитием человека и взаимодействием естественных и искусственных сред обитания, делает эти проблемы достоянием массового сознания. Оно приводит к возникновению природоохранных движений во многих странах (например, "зеленых").

В других формах общественного сознания выделяются особые экологические системы знаний:

– в сфере морального сознания возникает особая экологическая мораль;

– в сфере правового вырабатываются правовые нормы и законодательство по охране природы.

Экологические проблемы активно проникли и в сферу внутренней и внешней политики.

3. Политическое сознание возникает с разделением общества на классы при зарождении государства и политики. Политика (греч. "искусство управления государством") охватывает область отношений социальных групп и слоев к государству и правительству, взаимоотношений между этими группами и классами, между нациями и государствами.

Отсюда и главные проблемы политического сознания:

– государственной власти;

– общественного устройства;

– классовой и социальной борьбы;

– взаимоотношений между государствами, вопросы войны и мира.

Политическое сознание включает в себя политическую психологию и идеологию различных классов и социальных групп, взаимопроникающих и влияющих друг на друга. Политизированное сознание охватывает в различное время большие группы населения. Оно неоднородно и противоречиво: либеральное, консервативное, лево(право)радикальное, коммунистическое, демократическое, националистическое, социал-христианское и т.п.

4. Правовое сознание – совокупность правовых взглядов, теорий и чувств, опирающихся на знание юридических нормативов общества и их оценку. В отличие от политического сознания правовое отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей всех участников общественных отношений. Правовое сознание нормативно, так как возникает для регламентации общественных отношений и служит средством обеспечения правовых норм.

В отличие от права, имеющего общеобязательный характер, обеспеченность принудительной силой государственных органов, правосознание разнородно и более подвижно, эластично. Именно в правосознании зарождаются основные идеи, то есть источники изменения и возникновения юридических законов. С изменением экономических отношений изменяется и правосознание, хотя на него активно влияют и другие формы общественного сознания. Правосознание – не только знание правовых явлений, но и отношение к ним, их оценка, влияющая на убеждения людей в справедливости или несправедливости того или иного закона или правопорядка в целом.

5. Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных нормах поведения людей, которые в отличие от юридических законов, поддерживаются не силой государства, а авторитетом общественного мнения и внутренними убеждениями людей. Происходит на основе обычаев, закрепивших такие поступки, которые оказались полезными для сохранения и развития человека и общества, отвечая их потребностям и интересам. Проявляются в социальных запретах (табу), призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общих интересов действия. Огромную роль в нравственном сознании играет и понятие должного. Сила нравственных норм – в их юридической незакрепленности.

Чувство собственного достоинства – осознание своего значения и права на уважение.

Совесть – моральное самосознание человека, оценивающее его поступки изнутри. Будь хозяином своей воли и рабом своей совести.

 

 

Виды совести:

– действующая (недремлющая);

– догоняющая (кающаяся);

– невостребованная (Гитлер: "Совесть – химера человеческого сознания"; Наполеон – епископу: "Совесть – дура. На этом свете нужно держаться одного – приобретать возможно больше денег и власти: все остальное химера").

Может быть разрыв между реальными нравами и теорией морали.

Мораль (лат. mores – "нравы") – идеально-теоретический уровень нравственного сознания.

Этика – философская дисциплина, изучающая специфику, структуру и исторические нормы морали.

Нормы, принципы, категории морали конкретно историчны, изменчивы, особенно нравственно-этикетное поведение (честь, добродетель, невинность, любовь, дружба), однако простые нормы нравственности и справедливости составляют общечеловеческое и непреходящее в нравственном сознании. И.Кант: " Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого только как к цели и никогда как к средству".

6. Эстетическое сознание (греч. estetikos –"чувствующий, чувственный") – особая форма общественного сознания, выражающаяся в произведениях человечества, в художественной деятельности людей, в специфических чувствах, переживаниях, эмоциях, которые возникают в процессе восприятия прекрасного, возвышенного, трагического. Эстетическое сознание вообще присуще каждому акту человеческой деятельности, когда человек оценивает с эстетических позиций все, что вовлекается в сферу его опыта и переживает эти явления с точки зрения непосредственной жизненной ценности.

Искусство – высшая форма эстетического сознания, где последнее становится основной целью. Искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир художественных образов.

Его специфика:

1) особый язык образов, а не понятий – категорий;

2) общее рассматривает через индивидуально-частное;

3) использует художественный вымысел;

4) особое значение формы выражения;

5) особый личностный способ выражения.

7. Религиозное сознание (лат. religio – "благочестие, святыня") наряду с религиозными обрядами (культом) и религиозными учреждениями составляет сходное общественное явление – религию. Как и в других формах общественного сознания, в религиозном различают два уровня:

1) религиозную психологию, то есть взгляды, представления, чувства массы верующих и

2) религиозную идеологию, то есть систематизированное изложение религиозных догм и заветов профессиональными служителями культа и богословами.

Религия – не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая, социально-психологически обусловленная форма осознания людьми мира и себя в нем. Религиозное сознание соответствует объективным потребностям человеческого духа, и до тех пор, пока эти потребности не удовлетворятся другими формами общественного сознания, будет оставаться источником этических и эстетических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией будущей справедливости.

Сущность религиозного сознания – иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным миром второго, потустороннего, в котором найдут идеальное разрешение все трагические противоречия земного бытия. Логических доказательств осуществления этого мира не существует, поэтому специально культивируется нравственно-эмоциональный акт веры.

Вера – общее свойство человеческого сознания, но в религиозном она абсолютизируется, считаясь реальным духовным опытом: человек реально ощущает и чувствует свою причастность к божественному.

Бог для религиозного сознания – это, вопреки всему несовершенству земной жизни, гарант непременного торжества добра, справедливости, нравственности. Безверие, с точки зрения верующего, равносильно утрате всех нравственных начал.

Религиозное сознание формировалось не столько как учение о мире, как учение о праведной жизни, то есть в виде социально-этического учения. Поэтому религиозные нравственные ценности сохраняют свою притягательность за счет их ценностного характера и глубоко психологического подтекста. К.Маркс: "Религия – сердце бессердечного мира". Ценности религии продолжают привлекать некоторую часть (до 10%) населения, хотя это уже не внерефлексивная религиозность прошлых веков, живущая за счет старых традиций, а утонченные философские идеи религиозного сознания, учитывающие достижения научной философии и некоторые разновидности восточной мысли. Умело используются и социально-психологические механизмы подражания и внушения, например, длительные повторения мантр, медитаций, ритмичные телодвижения и т.п., доводящие человеческую психику до измененных состояний сознания, "озарений".

Все эти и другие формы общественного сознания существуют не изолированно друг от друга, а во взаимодействии и взаимовлиянии как на уровне общественной психологии, так и на уровне идеологии. При этом к взаимодействию этих форм надо подходить исторически, например, в средневековье доминирующей формой общественного сознания было религиозное. Наука была еще слаба, а другие формы – мораль, искусство, философия – фактически были подчинены религии. В индустриальном обществе на первый план выступают политическое, правовое, научное сознание. В наше время усиливается роль экологического сознания.

 

 

ТЕМА 10. Cмысл истории
и общественный прогресс