Смысл человеческой истории

 

Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира, нравственного и культурного развития человечества – в любой из них отражаются противоречия социального и духовного кризиса нашей эпохи. Философская мысль современности озабочена вопросами сущности, характера и направленности истории, связанной с будущей судьбой человечества, которая ставится в такой форме:

1. Окажется ли в состоянии будущее совместить в себе общие и специфические элементы своеобразных исторических и национальных культур?

2. Что предпринимает человечество уже теперь для создания основ своего будущего?

Эти и другие вопросы являются, по существу, конкретизациями глобального вопроса: Есть ли смысл и цель в исторической деятельности человечества и если есть, то каковы они?

I. Пытаясь объяснить исторический процесс развития общества, многие мыслители выдвигали идею о том, что человечество движется к какой-то цели. В неустанном продвижении к этой цели человечество обретает смысл своей истории, состоящий в выполнении предназначения.

1. а) в средневековой христианской философии господствовала концепция провиденциализма (Августин Блаженный): ход истории определяется волей Бога, который ведет человека к спасению, к возрождению из "града земного" (куда люди попали после грехопадения Адама) в "град божий";

б) русская религиозная философия (Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.) утверждает, что Бог не хочет от человека пассивного слепого следования божественной воле, человек сам должен понять свое предназначение и свободно осуществлять его; предназначение человека – преодолеть в процессе исторического развития распри между людьми и разрыв с природой, достичь слияния мира с Богом, всеединства, богочеловечества.

2. Нерелигиозную идею космического предназначения человечества развивали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден и другие. Они видели всемирно-историческую задачу человечества в антиэнтропийной деятельности и одухотворении природы вплоть до полного слияния с ней.

3. Об истории как процессе выполнения своего предназначения писал Г.В.Ф. Гегель. В его философии смысл истории определяется тем, что развитие человечества выступает формой самопознания Мирового Духа. На каждой ступени этого саморазвития временным носителем Мирового Духа становится какой-то народ, культура (Китай, Индия, Греция, Рим, Германия), который после исполнения своей исторической миссии уступает место другому. Историческая роль отдельной личности тоже обусловлена тем, насколько она в своей деятельности реализует волю Мирового Духа. Конечная цель всемирной истории – познание Мировым Духом самого себя; история – игра Мирового Духа.

II. Но если рассматривать развитие человечества как естественноисторический процесс, то в нем нет ни цели, ни смысла, как и в развитии природы. Никто природу не создавал и не поставил перед ней никакой цели, никто не создавал человечество и не ставил никакой цели перед ней. Человечество существует не ради того, чтобы выполнять какие-то ему предназначенные задания, а потому, что возникло на определенном этапе эволюции материи на Земле и развивается в соответствии с объективными законами до тех пор, пока имеются условия, в которых оно может существовать (если только само себя не уничтожит в ядерной или экологической катастрофе).

Существуют объективные и субъективные аспекты смысла бытия. Прежде чем обращаться к их анализу на уровне человечества, рассмотрим их на уровне отдельного индивида: преследуя собственные субъективные интересы, любой человек как член самого общества, семьи, гражданин государства вносит вклад в продолжение и развитие человеческого рода, субъективно этого и не сознавая. Работая даже ради денег, мы объективно способствуем или препятствуем экономическому развитию общества.

Общество в целом может иметь объективный смысл своей истории только в том случае, если служит какому-то замыслу, выполняет чей-то план (Бога, Природы, Мирового Разума). Если бы человечество было не одиноко во Вселенной, тогда правомерно было бы говорить об объективном смысле истории в служении космической сверхцивилизации. Но пока это неизвестно, неправомерно говорить об объективном смысле. У человечества нет другой цели, кроме саморазвития и самосовершенствования. Человечество само ставит перед собой цель и придает смысл своей исторической деятельности. Но чтобы сделать это, оно должно прежде всего осознать свое единство и организоваться во всемирном масштабе – таково непременное условие осуществления объединенной целенаправленной общечеловеческой деятельности.

Как и всякий материальный процесс в мире, процесс существования человечества имеет конец. Человечество смертно, во всяком случае гипотеза о бессмертии закономерно уводит в мистику. Многие считают, что утверждение о будущем конце пессимистично и лишает людей всякой надежды и перспективы. Однако мы знаем, что каждый из нас смертен, и тем не менее не становимся от этого законченными пессимистами. Человечество умрет, но умереть оно должно своей смертью, а не от самоубийства.