Значение философии права

 

Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, которые нас ждут впереди, отметим: мы будем изучать духовную ситуацию, в которой оказывается человек, соприкасающийся в своих поступках с правом, властью и государством.

Философское исследование права не подменяет и не исключает юридического подхода усилиями теории государства и права. Именно философский анализ государственно-правовых явлений общественной жизни дает возможность углубленного познания закономерности развития права, его функционирования в обществе. И как справедливо отмечают сами правоведы, "вне и помимо философии теория права, вся государственно-правовая наука теряет реальный критерий истинности познания юридических явлений, ибо вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, носит практический характер".

Задача философии – определить, что есть право вообще в отличие от юриспруденции, имеющей дело с особенным правом как системой законов, совокупностью юридических норм. Следует отличать философский анализ сущности права от так называемой школы философии права, одного из направлений в теории государства и права, доказывающего идеальную природу права.

Задача философии права – философское обоснование права, раскрытие его природы, сущности с помощью категорий и принципов диалектической логики. Это прежде всего принцип конкретности, принцип иерархии организованных систем (мир – общество – право), где доминирующей тенденцией является управление высшими уровнями низшими. Формой реализации этих принципов является диалектико-логическое воспроизведение процесса становления права, его основных закономерностей, этапов, что осуществляется за счет использования принципов единства исторического и логического, восхождения от абстрактного объекта к конкретному предмету познания.

Право не имеет своей собственной истории и логики развития, принципиально отличной от истории общества и логики развития мира. Философский подход требует выхода за рамки определений права как совокупности юридических норм или разновидности норм управления, фиксирующих лишь форму организации и функции права. Необходимо поэтому философское осмысление сущности права, его субстанциальной основы. Философский анализ права как исторической формы управления делами общества позволяет раскрыть право как целостное, всестороннее явление, одна из сторон которого сориентирована на социальное нормативное поведение личности, включение ее в существующие структуры. Такая направленность права делает его социальной силой, объединяющей людей в общество.

Что дает занятие философией права будущему юристу?

Во-первых, оно дает профессиональную нацеленную способность к постоянному интеллектуальному усилию в своей деятельности.

Во-вторых, оно дает возможность не рефлекторно-целесообразного применения конкретных знаний на практике, а независимого понимания любой конкретной профессиональной ситуации в ее всеобщих характеристиках, в совокупности предельных черт.

В-третьих, оно вырабатывает способность и потребность целостного восприятия профессиональной деятельности как момента своей жизнедеятельности в целом.

В-четвертых, оно позволяет возвыситься до постоянного нравственного усилия, до сознательной реализации права как формы морали, равно как и формы религии, искусства, политики и т.д.

Опора созидательной, конструктивной власти – не квалифицированный исполнитель, а духовно, интеллектуально подготовленная личность. Настоящий специалист органов внутренних дел должен обладать развитым правовым мышлением и доминирующим юридическим мировоззрением. Но если формирование правового мышления зависит от интенсивной переработки эмпирического материала на основе зафиксированных правил, способов, норм профессиональной деятельности, то юридическое мировоззрение образуется только на фундаменте философского осмысления права.

Роль и ценность философии права состоят в том, что это она показывает отношения между законом и правовым феноменом, раскрывает социальный смысл закона. Философия – это нравственный стержень законодательства. Юридическая деятельность, как правило, сопряжена с разрешением социальных конфликтов, где знание правовых норм и практики их применения служит ключом для поиска оптимальных моделей поведения всех участников правоотношений. Здесь юрист как бы лишен своей личности, текст закона и сам повод обращения граждан к юристу не меняются от того, как сам юрист находит себя в этой ситуации и что именно он думает о событии.

Эта модель юридической деятельности, где юрист работает как функционер, ориентированный исключительно на правовые предписания, не соответствует действительности и далека от реальной жизни. Правоприменение включает в себя личность правоприменителя. Поэтому та проблема, которую помогает решить юрист, на самом деле выходит за рамки собственно правового интереса конфликтующих сторон.

Любое решение юриста сопряжено с экзистенциальным выбором, в котором утверждается его отношение к жизни и его понимание таких фундаментальных проблем права, как проблема справедливости, свободы, насилия и т.д. Без такого самоопределения всякий мало-мальский юридический казус грозит обернуться трудноразрешимой проблемой именно потому, что юрист оказывается не в состоянии оправдать перед собственной совестью и рассудком те или иные поступки.

В политической жизни такие люди легко становятся жертвами партийной пропаганды, навязывающей свое понимание смысла тех или иных событий, либо, что еще хуже, в процессе принятия решений целиком подчиняются стереотипам массового сознания, отказываясь от всяких границ между собственной личностью и толпой.

Итак, юрист должен уметь философски объяснить и обосновать свое решение, хотя само право не закрепляет за ним такой обязанности. В противном случае юридическая деятельность губительна для человека: дезинтеграция личности (когда думаешь одно, а делаешь другое) влечет профессиональную непригодность и психические расстройства. Пацифист, наказывающий дезертира; судья, презирающий конституцию; следователь, подпавший под силовое воздействие жизненной философии обвиняемого... Знакомы ли вам эти фигуры? Трагична судьба общества, в котором юристы не могут в споре с политиками защитить закон, как трагична судьба тех, чьи политические и правовые решения расходятся с их собственными убеждениями.