Бытие и сознание

 

Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным.

Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей... философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Предпосылки этого основного вопроса философии были уже в сознании первобытного человека, ведь он, в отличие от животных, создавал орудия труда, преобразовывал природу, изменял объекты в соответствии со своими потребностями и целями. Практически изменяя и познавая природу, человек и в себе самом открывал различные качества и свойства. Возникало представление о душе, сознании, отличном от материального тела и способном покидать его и возвращаться в свое вместилище.

Ситуации соотношения сознания и бытия хорошо знакомы каждому:

– движение облаков (факт бытия) порождает наглядные образы (факт сознания);

– некоторые события (бытие) вызывают определенные явления сознания (радость, печаль);

– реальный факт прибытия автобуса (бытие) никак не зависит от нашего нетерпения (сознание);

– идеальный проект вещи (сознание) определяет процесс ее изготовления (бытие).

В жизни мы постоянно сталкиваемся с конкретными проявлениями отношения между сознанием и бытием, философия же рассматривает общую сущность этого отношения. Почему же именно эта проблема выступает в качестве основной для философии?

1. Основной вопрос философии – специфически философский вопрос. Никакая наука не ставит его и не пытается решать. Физика, астрономия, биология пытаются ответить на вопросы: как устроена Вселенная, каковы ее законы, что такое жизнь... История, экономика (общественные науки) стремятся ответить, как развивается человечество, каковы законы общественного производства и т.п. Психология, логика отвечают на вопросы, как возникают наши представления, понятия и чувства, как рассуждать, чтобы прийти к правильным выводам. Но ни одна из этих и многих других наук не занимается специально проблемой отношения человеческого сознания к миру в целом, хотя ответ на этот вопрос необходим и ученым-естествоиспытателям, и обществоведам, и для практической жизни. Ученому, например, нужно знать, дает ли сознание истинные сведения о законах природы и общества. Политику, стремящемуся преобразовать общественную жизнь, необходимо знать, с чего начинать: с изменения сознания людей или с изменения материального общественного бытия.

Таким образом основной вопрос философии глубоко связан со всеми видами и сторонами человеческой деятельности, особенно ярко проявляясь в тех случаях, когда необходимо осмыслить результаты деятельности с точки зрения их отношения к реальности, то есть с точки зрения философии. Философию интересует не просто мир сам по себе, а именно отношение сознания и бытия, человека и мира, практически-преобразовательное отношение человека к миру. Независимо от того, кто исследует это отношение – физик, биолог, историк, юрист – философия начинается там, где проблема исследуется в плане основного вопроса философии.

2. Поскольку основной вопрос философии в сжатой форме выражает специфику философского подхода, он имеется в любом философском учении и так или иначе решается его автором. Хотя некоторые философы не считают проблему отношения сознания к бытию основным вопросом философии. Так, Ф. Бэкон (1561-1626) основным вопросом философии считал вопрос об увеличении власти человека над природой, К. Гельвеций (1615-1771) – вопрос о сущности человеческого счастья, Ж.Ж. Руссо (1712-1778) – вопрос о путях преодоления социального неравенства, Д.И. Писарев (1840-1868) – проблему уничтожения бедности, А. Камю (1913-1960) – проблему самоубийства.

Проблема отношения сознания к бытию рассматривалась многими мыслителями в разных формах – как вопрос об отношении души и тела, духа и природы, Бога и мира. Некоторые философы не только не выделяют четко эту проблему в качестве основного вопроса философии, но и не высказывают достаточно ясно и определенно свой взгляд на нее, так что указать их позицию бывает непросто. Но тем не менее именно основной вопрос философии, характер его решения в конечном счете определяют характер всей философской теории. Все другие проблемы рассматриваются уже на основе того, что принимается за первичное: сознание или бытие.

Основной вопрос философии позволяет поэтому провести водораздел среди множества школ, течений, направлений, сложившихся в истории философии. Определяющим при этом оказывается не то, кем считает себя тот или иной философ, не то, как называет он свое учение, а именно то, как он решает основной вопрос философии.

3. В науке принято определять понятия, прежде чем решать с их помощью какие-либо вопросы. При постановке основного вопроса философии, казалось бы, тоже нужно сначала определить, что имеется в виду под сознанием и бытием, а уж потом выяснять отношения между ними. Однако попытки определить эти понятия упираются в непреодолимые трудности. Сознание и бытие – это предельно общие философские категории. Вместе взятые, они охватывают все, что существует, и вообще все, что только можно вообразить. Нет ничего такого, что не относилось бы ни к сознанию, ни к бытию. Поэтому определить эти категории через что-то более общее невозможно. Это невозможно еще и потому, что наше понимание сознания и бытия определяется именно решением вопроса об отношении сознания к бытию. До решения этого вопроса наши представления о сознании и бытии останутся недостаточно осмысленными, то есть в них не хватает того, от чего зависит их смысл. Хотя для предварительного знакомства с философией достаточно обыденного, интуитивного понимания факта отличия сознания от бытия. Для начала при рассмотрении основного вопроса философии каждый может опираться на свое собственное, хотя бы приблизительное представление о том, что такое бытие и сознание. На основе этих первоначальных, не определенных, дофилософских представлений мы пойдем к более глубокому пониманию и определению сознания и бытия как философских категорий.

При формулировке основного вопроса философии вместо категории "сознание" используются слова мышление, мысли, идеи, идеальное, духовное, дух, душа и т.п., а вместо категории "бытие" – природа, мир, материя, материальное, действительность и т.п. Несмотря на смысловые различия между этими понятиями, для основного вопроса философии важно то общее, что их объединяет. Основной вопрос философии – вопрос не об отношении понятий, а об отношении 2-х типов реальности: субъективной (сознание, дух, мышление) и объективной (бытие, материя, природа). Важно не то, каким именно словом мы обозначим реальность какого типа, а то, как мы решаем вопрос о соотношении этих двух типов реальности. Мир не расколот непроходимой пропастью на две реальности, мир един, но мы выделяем в нем 2 типа этой реальности: все, что существует независимо от нас, нашего сознания – объективно, все, что внутри сознания, зависит от него – субъективно.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию – рассматривают с двух сторон:

1. Признание двух фундаментальных типов реальности – объективной и субъективной – порождает вопрос: что первично? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет– сознание или, наоборот, мировой сознательный дух творит материальный мир? Существует ли материальный мир до и независимого от духа, сознания, или наоборот, в основе материального мира лежит духовное начало?

2. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы составлять верное отражение действительности? Познаваемо ли бытие или же оно недоступно для нашего сознания и истинное знание о нем невозможно?

1) Что первично?

       
 
   
 


 

 


2) Познаваемо ли бытие сознанием?

               
     
 
   

 

 


1. На первый подвопрос, сторону основного вопроса философии возможны 3 ответа, то есть три основные философские позиции:

МАТЕРИАЛИЗМ первичным считает объективный мир, независимый от человеческого сознания.

ИДЕАЛИЗМ стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным, сознательным, идеальным началом.

Материализм и идеализм – монистические направления в философии (греч. monos – "один"), так как берут за основу одно начало, но в истории философии некоторые мыслители признавали равноценность обоих начал – материального и идеального. Их называют ДУАЛИСТАМИ (лат. duo – "два"). Дуализм противопоставляет себя материализму и идеализму как третье направление со своим особым решением первой стороны основного вопроса философии. Однако дуалистическое представление об абсолютной независимости духа и материи не позволяет объяснить хорошо знакомые всем факты взаимосвязи и взаимодействия между ними, например связь между сознанием и материальным мозгом. Поэтому дуализм не получил широкого распространения и места в истории философии.

2. При решении второй стороны основного вопроса философии возможны два ответа:

1. Бытие непознаваемо, существуют какие-то принципиально недоступные познанию области действительности, и наше знание о мире имеет мало общего с реальным миром. Позицию сторонников непознаваемости мира называют АГНОСТИЦИЗМ (греч. gnozis – "знание, познание", а – отрицательная частица).

2. Агностиков немного, большинство философов признает, что бытие в принципе познаваемо, и что наши знания о мире, природе, обществе могут безгранично совершенствоваться и расти. Эта позиция не получила специального названия в истории философии, возможно, потому, что по другим вопросам (в том числе и по первой стороне основного вопроса философии) взгляды ее сторонников слишком сильно расходились, чтобы объединять их всех одним общим понятием.