Философские направления

Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями этих терминов провести сложно, но будет полезно определить их наиболее употребительный смысл.

Философское учение – комплекс логически связанных между собою воззрений, охватывающих широкий круг онтологических, гносеологических, социально-философских и других проблем. Учение может включать в себя философские теории и концепции, в которых решаются вопросы, относящиеся к какой-либо отдельной области философского знания. Если создатели философских учений находят последователей, развивающих их взгляды, то формируется философская школа (школа Платона в античной философии, франкфуртская школа в философии ХХ века и др.)

Философским течением обычно называют совокупность различных модификаций одного и того же учения, которые возникают в результате деятельности философов и школ, по-разному развивающих комплекс исходных идей. Например, неокантианство – течение, объединяющее несколько школ, по-разному развивающих идеи великого немецкого философа И. Канта (1794-1804) и т.п.

Философское направление – совокупность учений и течений, которые при значительных разногласиях между собою все же сохраняют принципиальную общность важнейших положений. Направления обычно существуют в течение долгого времени, некоторые от древности до наших дней. Примеры философских направлений:

рационализм (ratio "разум") – признает разум основой познания и поведения людей;

эмпиризм (empirio – "опыт") – считает основой всех человеческих знаний чувственный опыт;

мистицизм (mistikos – "тайна") – основано на представлении о существовании таинственных, духовных сил, управляющих миром, и возможности непосредственного сверхчувственного общения с ними.

Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм – тоже философские направления.

Существенную роль в развитии философии играет идейный спор между материализмом и идеализмом. Другие философские направления так или иначе тоже включаются в этот спор. Одни из них выступают как формы, варианты, разновидности материализма и идеализма. Другие подразделяются на две части, одну из которых составляют материалистические, а другую – идеалистические учения и течения. Например, внутри рационализма можно выделить сторонников материалистического рационализма (Б. Спиноза) и сторонников идеалистического рационализма (Г. Лейбниц). Эмпиризм тоже существует в двух вариантах: материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон) и идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли). Мистицизм же не может быть материалистическим.(Подумайте, почему?)

Агностицизм также не остается вне спора материализма и идеализма. Агностики ставят под сомнение само существование объективной действительности, например Д. Юм (1711-1776). Понятно, что точка зрения Д. Юма по сути идеалистична: оставляя теоретически нерешенным вопрос, существует ли вне нашего сознания объективная реальность, он утверждает, что содержание нашего сознания (впечатления, представления, мысли) может возникать не в результате отражения объективной реальности, а "само по себе", то есть он допускает независимость сознания от бытия. В отличие от Юма Кант признает существование объективной, независимой от сознания действительности, считая ее при этом непознаваемой. И. Кант полагает, что вне нашего сознания существует нечто такое, что порождает у нас ощущения, некая "вещь в себе". Но, по его мнению, ощущения эти не представляют для нас эту вещь в себе, она остается совершенно непознаваемой, а наши знания отражают лишь "вещи для нас", то есть вещи в том виде, в каком они нам представляются. То есть наши ощущения, представления, мысли – все содержание нашего сознания – никак не связано с существующей вне сознания объективной реальностью. Поскольку Кант признает существование вещи в себе, то есть бытия, независимого от сознания, постольку он материалист. Но поскольку он признает также и независимость содержания сознания от бытия, он идеалист.

На этом примере видно, что названия философских учений, течений, направлений – не просто ярлык для отличия одного учения от другого, а методологический инструмент, орудие для понимания, как тот или иной мыслитель решает философские проблемы. Имея в виду сложнейшее многообразие философских систем, течений, направлений, представим историю мировой философии в виде развития двух основных направлений – идеализма и материализма.