Истоки и исторические формы идеализма

Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм" не следует путать с обыденным употреблением в повседневных рассуждениях на моральные темы слова "идеалист" (бескорыстный человек, стремящийся к достижению возвышенных целей, ИДЕАЛОВ).

Признавая, что бытие зависит от сознания, философы-идеалисты по-разному объясняют, как складывается эта зависимость, каким образом сознание обуславливает, порождает бытие. При всем единстве идеалистического направления внутри него различают две главные формы:

объективный идеализм, рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека, и

субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.

Французский материалист Д. Дидро в 1749 г. назвал идеализм "самой абсурдной из всех систем". Однако идеализм – не прихоть недомыслия философов, к тому же гениальных, он имеет свои глубокие исторические, гносеологические и социальные истоки и корни.

1. Исторические корни идеализма – присущий мышлению первобытных людей антропоморфизм, очеловечивание и одушевление всего окружающего мира, рассмотрение природных сил по образу и подобию человеческих поступков, обусловленных сознанием и волей. В этом идеализм, особенно объективный, тесно связан с религией.

2. Способность человеческого мышления к теоретическому познанию становится в дальнейшем гносеологическим истоком идеализма. Ведь в самом процессе познания возможен отрыв мысли от действительности, уход ее в сферу воображения. Образование общих понятий (человек, добро, истина, сознание) и возрастающая степень абстрагирования необходимы в процессе теоретического мышления. Однако отрыв этих понятий от материальных предметов и оперирование ими как самостоятельными сущностями приводит к идеализму. Гносеологические корни идеализма уходят далеко в глубь истории и связаны с процессом формирования отвлеченных понятий, с прогрессом познавательной деятельности, с углублением разума в сущность вещей.

3. Эти гносеологические корни закрепляются в силу определенных исторически сложившихся социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, что связано с образованием в обществе классов и тем, что умственный труд становится привилегией господствующего класса. В этих условиях представители господствующего класса монополизируют умственный труд, руководят политикой, тогда как материально-производственная деятельность становится уделом трудящихся масс. Такое положение способно породить и порождает иллюзию, что идеи – главная определяющая сила, а сфера материального производства – нечто низшее, вторичное, зависимое от сознания.

Примерно в середине первого тысячелетия до н.э. в трех очагах древней цивилизации – в Индии, Китае, Греции – практически одновременно из мифологического миросозерцания рождается философия. Исторический прообраз объективного идеализма усматривается уже в текстах древнеиндийских Упанишад (6-3 вв. до н.э.), где материальный мир рассматривался как "покрывало" иллюзии (Майи), за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала – Брахмана. Человек, не преодолевший иллюзии майи, не может познать истинную сущность бытия (Брахмана), а живет лишь в видимости, скрывающей от него эту первосущность. Объективный идеализм начинается тогда, когда идея вещи начинает мыслиться не как отражение вещи, а как извечно существующая до нее и остающаяся после разрушения этой вещи.

В Древней Греции Пифагор (580-500 до н.э.) считал числа самостоятельными сущностями вещей, а сущностью Вселенной – гармонию чисел. Родоначальником философской системы объективного идеализма считается Платон (427-347 до н.э.). Он утверждал, что помимо мира вещей есть еще мир идей, которые человек может видеть лишь "очами разума". В этом мире существуют идеи шара, амфоры, человека, а конкретные медные шары, глиняные амфоры, живые люди – лишь материальные воплощения идей, их несовершенные тени. Мы принимаем мир вещей за действительный, хотя он представляет собой лишь тени скрытого от нас мира идей, духовного мира. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека обитает его бессмертная душа. Попадая на землю и временно находясь в смертном теле, душа вспоминает о мире идей, и в этом припоминании состоит истинный процесс познания.

Идеализм Платона критиковал его гениальный ученик Аристотель (384-322 до н.э.): "Платон мне друг, но истина дороже!". Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Сама по себе материя пассивна, она содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, чтобы превратить эту потенциальную возможность в реальную действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма – цель, идеальный образ, причина появления многообразных вещей из однообразной косной материи. Таким образом, Аристотель оторвал форму вещей от самих вещей (шарообразность от конкретного шара) и превратил ее в самостоятельную субстанцию аналогии с миром идей Платона.

Средневековье с его безраздельным господством религиозной идеологии, проникающей во все сферы духовной жизни общества, наложило отпечаток и на развитие философии, которая в эту эпоху фактически становится служанкой богословия. Она должна была обосновывать церковные догмы, доказывать их истинность и непоколебимость. Основной догмат христианства о творении богом мира из ничего утверждал зависимое происхождение материальной земной жизни от идеальной воли верховной Личности и предполагал ограниченность мира во времени (начало и конец света). Очень много внимания в средневековой философии уделялось вопросу об универсалиях (общих понятиях). Реалисты (лат. realis – "вещественный, действительный") утверждали, что универсалии существуют независимо от вещей, они реальны сами по себе. Им возражали номиналисты (лат. nomen – "имя"): существуют лишь конкретные вещи, общие понятия, идеи – только слова, имена, даваемые этим вещам.

Систематизатором схоластики считается богослов Фома (Томас) Аквинский (1225-1274), который, опираясь на учение Аристотеля, философски обосновал христианские догматы. Например, божественную сущность Христа он толковал как духовный образ, воплотившийся в человеческой природе. Учение Фомы – томизм – стало официальной философской доктриной Католической церкви. Современная христианская философия – неотомизм – пытается приспособить учение Фомы к условиям сегодняшнего дня.

Идеи объективного идеализма в новое время развивал немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716): мир состоит из мельчайших элементов, монад, обладающих активностью и самостоятельностью, способных к восприятию и сознанию. Единство и согласованность монад – результат предустановленной богом гармонии: низшим монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир, растения), у животных эти представления достигают степени ощущения, а у человека – разума. Монада – индивидуальный мир, зеркало единой и бесконечной Вселенной.

Высшей степени развития объективный идеализм достиг в философии Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831). Основой всего существующего Гегель считал Мировой Разум, который он называл Абсолютной Идеей или Абсолютным Духом. Абсолютная Идея постоянно развивается, порождая систему понятий. В процессе своего развития Абсолютная Идея облекается в материальную оболочку, выступая сначала в виде механических явлений, потом химических соединений, затем порождает жизнь и человека. Вся природа – "Царство окаменевших понятий". С появлением человека Абсолютная Идея пробивается через чуждую ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме – сознания, мышления. С развитием человеческого сознания Идея все больше освобождается от материи, познавая себя и возвращаясь в себя. Идеализм Гегеля проникнут идеей развития, диалектики. Объективный идеализм отрывает общие понятия, законы от конкретных единичных вещей и явлений, абсолютизируя идеи, толкуя идеи как первосущности мира.

Субъктивный идеализм доказывает зависимость бытия от сознания человека, отождествляя наблюдаемые нами явления и предметы с нашими ощущениями и восприятиями. "Единственная реальность – сознание самого субъекта, а мир – только проекция этого сознания вовне".

Классический вариант субъективного идеализма – учение английского епископа Джорджа Беркли (1685-1753). По его мнению, то, что мы считаем вещами, на самом деле – просто устойчивые комбинации наших ощущений. Например, яблоко. Комплекс ощущений: красное, твердое, сочное, сладкое. Сами же вещи существуют лишь как комбинации ощущений в нашем сознании.

Последовательно развивая такой подход к пониманию действительности, пришлось бы в конце концов сделать вывод, что в мире не существует вообще ничего, кроме моих ощущений. Эта крайность называется СОЛИПСИЗМ (лат. solus – "один", лат. ipse – "сам"). Пытаясь избежать солипсизма, Беркли утверждал, что все ощущения не возникают у нас произвольно (мы не можем не ощущать вообще), а вызываются воздействием Бога на душу человека. Таким образом, Беркли переходит от позиции субъективного идеализма к объективному. Вообще, последовательное отстаивание принципов субъективного идеализма рано или поздно приводит к переходу на позиции религии и объективного идеализма.

В современной философии к субъективно-идеалистическим воззрениям близки экзистенциалисты С. Кьеркегор (1813-1855), Л. Шестов(1866-1938), Н. Бердяев (1874-1848), М. Хайдеггер (1889-1976), Г. Марсель (1889-1973), Ж.П. Сартр(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Исходным у экзистенциалистов является не сущность (essentia) объективного мира, а существование (exsistentia) отдельного человека с его чувствами, переживаниями. Поэтому задача философии – не исследование бытия как сущности мира, а открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через уяснение смысла собственного существования человек может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. Научное познание вещей, пишет К. Ясперс, не может ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки. Истинной формой философского познания экзистенциалисты считают интуицию, непосредственное видение смысла рассматриваемой реальности, которая представляет собой в конечном счете субъективные переживания личности. Они различают подлинное и неподлинное существование человека в мире: подлинное – свободное, абсолютно независимое от реальных общественных отношений, определяемое только самой личностью: неподлинное – погружение индивида в обыденную жизнь, в повседневность. Чтобы поступать как свободная личность, человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Это требует усилий, преодоления трудностей, мужества, поэтому естественно, что люди выбирают неподлинное существование.

К субъективному идеализму тесно примыкает другое философское направление ХХ века – персонализм (лат. persona – "личность"). Персоналисты рассматривают человека в двух аспектах: духовном – человек-личность и материальном – человек-индивид. Человек-личность, потому что он располагает свободной и разумной духовной первоосновой, свободой выбора и независим от мира. Человек-индивид, так как он – частица материи, то есть природы и общества, подчиняется законам природы и общества. Но если человек-индивид подчинен обществу, государству, то человек-личность подчинен только богу. Отсюда персоналисты доказывают необходимость религии, которая соединяет человека с верховной, божественной Личностью и раскрывает тайны бытия.

В пределах двух главных форм идеализма в истории философии выделяются их варианты, определяемые тем, как понимается духовное, идеальное первоначало:

– как мировой разум (у Гегеля) или мировая воля (у Шопенгауэра);

– как единый дух или как множество духовных первоэлементов (Лейбниц);

– как разумно постигаемое начало или как нелогичное иррациональное начало, которое невозможно научно познать.

Хотя идеализм зачастую опирается на сложные умственные построения, которые трудно согласуются с житейским опытом, его никоим образом нельзя рассматривать как совокупность сплошных заблуждений. В идеалистических учениях выдвинуто немало идей, играющих большую роль в развитии человеческой культуры. Эти учения отражают, порой преувеличивая, определенные черты и особенности человеческого отношения к миру, отвечают на запросы своей эпохи и содержат в себе зерна конкретно-исторической истины.

Сознание отражает мир не так, как зеркало или фотопленка; образы материальных явлений в зеркале или на фотопленке – тоже материальные явления, а образы, в которых идеальное сознание отражает материальные явления, – идеальны.

Идеальное отличается от материального:

1) по способу своего существования: материальное существует как объективная реальность, идеальное – как субъективная реальность. Оно реально только для субъекта, в сознании которого существует, а вне его сознания не имеет самостоятельного существования;

2) идеальные образы материальных объектов сами по себе не обладают теми признаками, которые свойственны этим объектам: идея шара не кругла, представление о синем море не синее, воспоминание о запахе розы ничем не пахнет, мысль об утюге не горячая и не имеет тяжести. Идеальный образ – не "дубликат" вещи, а форма, в которой субъект ее воспринимает или представляет. Субъективные формы восприятия вещей дают субъекту ИНФОРМАЦИЮ об их свойствах: размерах, цвете, аромате, температуре, тяжести и т.д., но это свойства самих вещей, а не свойства информации;

3) в мире идеальных образов не действуют законы, по которым существуют и изменяются отображенные в этих образах материальные объекты, поэтому субъект имеет широкий простор для произвольного создания и уничтожения, изменения и комбинирования идеальных образов, причем он может это делать безо всяких физических усилий. Это позволяет субъекту перерабатывать поступающую через его органы чувств информацию в соответствии с его желаниями и целями – воображать и творить в сознании.