Исторические формы материализма

Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ.

Идеалисты пытаются стереть грань между бытием и сознанием, они отождествляют понятие БЫТИЕ и СУЩЕСТВОВАНИЕ, то есть бытие – это все, что существует. Идеалисты считают, что именно сознание обладает подлинным, истинным бытием, так как существование (бытие) сознания лежит в основе всякого иного бытия. По словам Гегеля, бытие природы есть лишь "инобытие абсолютной Идеи".

Материализм, напротив, предполагает противопоставление бытия и сознания. Утверждая первичность бытия по отношению к сознанию, материалисты понимают под бытием ОБЪЕКТИВНУЮ, независимую от сознания реальность.

Таким образом, определение материи строится на решении основного вопроса философии: Материя есть объективная реальность, существующая вне сознания и активно отображаемая им.

Это определение характеризует категориальный смысл понятия "материя", то есть самый общий смысл, в котором данное понятие выступает как философская категория, выражающая содержание материалистического решения основного вопроса философии.

В различных материалистических учениях представления о материи модифицируются в соответствии с достижениями и открытиями науки, но остается главное – все материалисты так или иначе утверждают существование материи вне сознания и ее познаваемость. Отрицание этих двух важнейших признаков равносильно отказу от материального решения основного вопроса философии, следовательно, от материализма.

За пределами основного вопроса философии материалисты могут говорить о бытии в более широком смысле, то есть как существовании. В этом смысле бытием (существованием) обладают как материальные предметы, так и идеальные представления (существуют и звезды, и мысленные представления о них в сознании). Но материалисты стремятся четко различать материальное бытие и идеальное, духовное бытие. Быть (существовать) в сознании – это нечто иное, чем существовать (быть) в материальном мире. Материя существует не так, как сознание: у них разные способы существования. Объективным, независимым, самостоятельным бытием (существованием) обладает только материя, материальное, тогда как сознание, идеальное, обладает лишь вторичным, зависимым бытием, существует только в связи с материальным и не может быть само по себе, вне и независимо от материи.

Рассматривая историю развития материализма, выделяют три его основные исторические формы:

1) наивный (стихийный);

2) метафизический;

3) диалектический;

а также некоторые промежуточные переходные формы.

В своей первой исторической форме материализм возник в древней философии. Эту его форму называют "наивным" или "стихийным" материализмом, так как теоретическое обоснование материалистического взгляда на мир в ней еще не развито. Наивный материализм опирался, главным образом, на стихийно сложившиеся житейские наблюдения и обыденный опыт людей.

Так, в Индии в VIII-VII до н.э. складывается материалистическое учение полулегендарного мудреца Брихаспати – локаята (санскр. loсa –"мир"). В основе локаяты – скептическое отношение к догматике религиозных учений, господствующих в Индии. Локаятики отрицали догмы о бессмертии души, считая, что никакой другой жизни, кроме земной, нет и не может быть. Они признавали существующим только этот мир (лока) и его законы.

В Китае в IX-VII вв. до н.э. распространяется учение, отрицающее религию и утверждающее, что мир вечен и состоит из пяти первоэлементов: огня, воды, дерева, земли и металла. Дальнейшее развитие материализм в Китае получил в философии даосизма, (основатель – Лаоцзы, V в. до н.э.). Даосы считали мир вечным и находящимся в состоянии непрерывного движения и изменения. Это движение естественной закономерности – ДАО (кит. – "путь"). Концепция дао – в центре учения Чжуанцзы
(936-286 до н.э.).

Древние мыслители выдвинули идею о происхождении всех разнообразных вещей окружающего нас мира из общего и единого первоначала, которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Это первоначало представлялось им в виде какого-то вещества, служащего исходным материалом для образования всех вещей, то есть МАТЕРИИ. Древние наивные материалисты по-разному представляли себе природу материи, отождествляя ее с известными им конкретными веществами.

Первые древнегреческие материалисты в качестве первоосновы всего сущего, то есть первоматерии, называли:

– Фалес (ок.625-ок.547 до н.э.) – воду; все произошло из воды и в конце концов превратится в воду, так как вода, влага – источник жизни;

– Анаксимен (585-525 до н.э.) – воздух; все вещи представляют собой порождение воздуха, образующиеся путем его сгущения или разрежения;

– Гераклит (520-460 до н.э.) – огонь; все происходит из огня и в конечном счете превращается в огонь. "Этот космос, – писал он, – один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

Гераклит подчеркивал мысль о непрерывном движении, изменении мира, о его противоречивости и взаимопревращении противоположностей как причине возникновения и смерти всех вещей, то есть идею диалектики. Словом "диалектика" греческие философы первоначально называли искусство вести спор, диалог, в котором на основе противоборства мнений достигается истина. Со временем это слово приобрело более широкий смысл: его стали применять не только к спору, а вообще ко всем процессам, в которых происходит столкновение противоположностей и на основе этого рождается новое. Сейчас диалектика понимается как метод мышления, как система общих методологических принципов, требующая изучать все явления в их противоречивости, изменчивости, развитии и взаимосвязи.

Представители раннего материализма положили начало субстанциальному пониманию материи: она трактовалась ими как исходная простейшая субстанция (вещество, материя, первооснова), из которой строится весь мир, все существующее. Считалось, что эта субстанция вечна, несотворима и неразрушима. Однако их попытки рассматривать в качестве всеобщей субстанции некоторые из чувственно воспринимаемых веществ были еще весьма наивны и мало что объясняли.

Первую концепцию материи, обладающую большой объяснительной силой, предложили древние атомисты: Левкипп, Демокрит (460-370 до н.э.), Эпикур и др. Субстанцией, из которой состоят все тела, они считали атомом (греч. atomos – "неделимый") – мельчайшими частицами, "трясущимися" (Демокрит) в бесконечном количестве в мировом пространстве. Сталкиваясь, слипаясь, сцепляясь друг с другом, эти частицы образуют видимые нами вещи. Свойства вещей в конечном счете зависят от формы, величины, взаимного расположения, движения составляющих их атомов.

Несмотря на еще очень скудный багаж научных сведений о мире, древние материалисты рассматривали мир в его единстве и целостности. Многие их идеи – о бесконечности, о множестве миров, об атомах, о первоматерии, о диалектике – сыграли в дальнейшем огромную роль в развитии философии и науки.

Между наивным материализмом и метафизическим материализмом лежит длительная историческая полоса господства идеализма. Лишь отдельные философские теории – средневековый номинализм, концепции Д. Бруно (1548-1600 г.) и Г. Галилея (1564-1642) – имели материалистическую направленность и идейно подготавливали переход к новому этапу в развитии материализма.

Метафизический материализм сложился в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.). Важнейшая его особенность – метафизика – противоположность диалектике, то есть отсутствие всеобщей связи, изменение и развитие в мире. Родоначальником этого направления считается английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Он критиковал средневековых схоластов за бесплодность их умозрительных рассуждений и ставил своей задачей освободить человеческое сознание от предрассудков, препятствующих познанию истины. В процессе познания, считал Бэкон, необходимо разлагать объект на отдельные стороны, качества, а каждое такое качество разлагать на еще более простые. И так делать до тех пор, пока не будут определены самые простейшие. Затем следует найти законы, определяющие сущность этих простейших элементов, и посмотреть, как они соединяются в той или иной вещи. Такой метод объяснения всех сложных вещей в мире на основе принципов механики – механицизм – господствовал в науке XVII-XVIII вв. Все в мире – природа, общество, человек – представлялось в виде огромных сложных механизмов, состоящих из набора "деталей", которые движутся в соответствии с законами механики по заданным траекториям.

Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм Бекона, придав ему четкий механистический характер. На механику и математику опирался в своих воззрениях и француз Р.Декарт (1596-1650). Человека он тоже считал машиной, только очень сложной.

Голландский философ-материалист Б.Спиноза (1632-1677) считал природу вечной субстанцией, творящей саму себя и проявляющейся через множество своих модусов (свойств, состояний), например движение, и атрибутов (коренных свойств), например мышление.

Важный вклад в развитие материалистической философии в XVIII в. внес русский мыслитель М.В. Ломоносов (1711-1765). Он считал, что материя состоит из атомов, которые, соединяясь, образуют молекулы (корпускулы), а из последних состоят все "чувственные тела".

Однако уже в XVII в. обнаружилось, что существуют явления природы, объяснить которые на основе атомной концепции невозможно (например, распространение света или действия сил тяготения). Поэтому получила распространение эфирная концепция Декарта, который как и Аристотель под эфиром понимал непрерывную среду, заполняющую сплошь все мировое пространство. Поэтому простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь. Всякий объект представляет собой сочетание и взаимодействие множества эфирных вихрей.

В результате соединения учений об атомах и эфире в
XVIII-XIX вв. сформировалась атомно-эфирная концепция. В ней утверждается, что материя существует как в форме атомов, так и в форме эфира, проявляясь в различных состояниях (атомов и поля, квантов и волн).

Кроме уточнения природы материи и ее свойств огромная заслуга метафизического материализма – в распространении научных, материалистических идей, пробивавших себе дорогу в острой борьбе с идеализмом и религией. Особая заслуга в этой борьбе представителей французского материализма Ж. Ламетри
(1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1723-1789).

Решительно подчеркивал связь идеализма с религией и раскрыл земные истоки происхождения религии, веры в бога и загробную жизнь немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872). В основу своего учения он кладет человеческую природу, поэтому его материализм называют антропологическим. "Новая философия, – писал он, – превращает человека, включая и природу как базис человека, в единичный, универсальный и высший предмет философии".

В XIX в. неспособность метафизического метода справиться с проблемами науки и общественной жизнью заставляет материалистов пересмотреть его. Предпринимаются попытки внести в материализм элементы диалектики, например философские идеи А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889) и др., которые можно рассматривать как переходные формы к третьему этапу развития материализма.

Диалектический материализм – третья форма материалистического направления философии, характеризующаяся комплексом исходных принципов:

1) материалистический взгляд на мир;

2) диалектическое рассмотрение всех явлений во всеобщей взамосвязи и развитии;

3) диалектико-материалистическое объяснение общественных явлений и процессов;

4) признание основополагающей роли активной практики в познании.

Исторически первой формой диалектического материализма явилась марксистская философия – учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), сложившееся в середине XIX в. Марксизм возник как политическое, идеологизированное учение, отвечающее исторической потребности своего времени.

Обострение классовой борьбы XIX в. в европейских странах способствовало появлению идеологических учений, призывавших к революционному преобразованию социальной действительности. Но реальные исторические процессы в странах Запада и в мире в целом не подтвердили политических и социально-экономических воззрений К. Маркса и некоторых его последователей. Практика опровергла эффективность марксистских учений о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, теории развития капитализма и социалистической революции, представления о коммунизме и мн. др., что несло на себе печать социальной утопии.

Тем не менее влияние марксистской идеологии самым существенным образом сказалось на рабочем движении в капиталистических странах, на свершении революций и государственных переворотов, образовании и развитии многих государств. Хотя реальный ход исторических событий нашего времени во многом разошелся с прогнозами Маркса и Энгельса, невозможно отрицать роль марксизма в тех колоссальных переменах, которые произошли в XX столетии.

Марксизм, будучи идеологической доктриной, включал в себя, кроме политической экономии и теории социализма, определенное философское учение. Марксистская философия есть сложившаяся в определенных социально-культурных условиях первоначальная форма, раннее учение мощного философского направления – материализма, точнее, его третьей формы – диалектического материализма.

Несмотря на свою историческую ограниченность, марксизм впервые в истории человеческой мысли формулирует основные идеи диалектического материализма. Современный диалектический материализм, подобно другим философским направлениям, включает в себя варианты истолкования и развития общих идей и принципов, лежащих в его основе. Все попытки свести богатство и разнообразие диалектического материализма к какому-либо "единственно верному учению", бывшие в истории отечественной философии, приводили лишь к ее догматизации и застою.

В возникновении диалектического материализма наряду с социально-экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии. К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения. В этот период были сделаны открытия, свидетельствовавшие о диалектическом характере процессов природы:

а) клеточное строение живых организмов (1838-1839 гг.) указывало на единство органического мира и существование общих законов его развития;

б) закон сохранения и превращения энергии (1842-1847 гг.) свидетельствовал о взаимосвязи и взаимопереходах различных форм движении материи;

в) эволюционная теория Ч. Дарвина показывала, что существующие виды животных и растительных организмов – результат длительной эволюции.

Все эти и многие другие достижения естественных наук первой половины XIX в. способствовали обоснованию важнейших принципов диалектического материализма, разработке последовательно научного мировоззрения.

Диалектический материализм, имея социальные и естественнонаучные предпосылки, продолжал и многие прогрессивные идеи, выдвинутые предшествующими мыслителями, связанные прежде всего с немецкой классической философией XVIII-XIX вв., особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха. Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь мир – природный, исторический и духовный – в виде беспрерывного процесса движения, изменения и развития. Но, будучи идеалистом, Гегель понимал этот процесс в виде самодвижения понятия, саморазвития понятия, саморазвития Абсолютной Идеи. Нужно было преодолеть это идеалистическое толкование диалектики.

С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что сознание – свойство природы. Но, критикуя Гегеля, Фейербах не выделил рационального ядра гегелевской философии – диалектики. Материализм Фейербаха был, по существу, метафизическим. Маркс и Энгельс сделали его диалектическим.

Что же нового внесло учение марксизма в философское направление материализма?

Диалектический материализм считает, что мир (материя) находится в постоянном движении (развитии), обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природы и общества. Материализм до Маркса был созерцательным, его представители считали, что мир можно познать путем умопостижения, теоретически. Марксизм ввел в теорию познания (гносеологию) понятие практики – целенаправленной предметно-преобразующей деятельности людей. Согласно диалектическому материализму мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и результате активной деятельности людей, направленной на практическое преобразование окружающей действительности.

В отличие от других философских систем, диалектический материализм считает, что его философские положения не являются абсолютной истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики, то есть диалектический материализм имеет творческий характер. Развитие философии в ХХ в. показывает, что современный материализм представляет собой продолжение и развитие основных идей и принципов диалектического материализма, а не отрицание их. Они не исчерпали своих возможностей и продолжают играть важную роль в осуществлении мировоззренческих, социальных и методологических функций философии.

5. Можно ли опровергнуть материализм?

В истории философии не раз предпринимались и по сей день продолжаются попытки опровергнуть материализм. Рассмотрим некоторые аргументы, выдвигавшиеся против него.

1. Аргумент Лейбница: если материя есть нечто принципиально отличное от сознания, духа, то невозможно понять, как она порождает психические явления, идеальные образы. Ведь идеальное, будучи разнородными с материальным, невыводимо из него. Этот довод часто повторяется в богословской литературе при обосновании бессмертия души, а также характерен для сторонников дуализма.

Однако даже обыденный опыт не согласуется с позицией дуалистов о параллельном и независимом бытии материи и сознания (например, материальное воздействие наркотиков, алкоголя на материальный мозг вызывает изменения в идеальном сознании). Конечно, современные научные объяснения того, как материальные, физиологические процессы в мозге связаны с духовными явлениями, мыслями и переживаниями человека, пока еще не совершенны. Но недостаточное понимание механизма этой связи не означает отсутствие ее вообще, поэтому необходим дальнейший поиск способов понимания взаимоотношений материального и идеального (см. Т.7).

Аргумент Лейбница работает и против идеализма: в идеалистической философии не объясняется, каким именно образом сознание, дух порождает, творит материю.

2. Аргумент Беркли. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах и др.) отвергают материализм на иных основаниях: они утверждают, что в мире нет ничего, кроме сознания. То, что называют материальными объектами, всего лишь комбинации наших ощущений. Таким образом, материя отождествляется с нашими ощущениями и на этом основании отрицается ее независимость от сознания. Однако обосновать такое отождествление оказывается для субъективных идеалистов тяжелой задачей. Все попытки такого обоснования еще более неясны, чем критикуемые материалистические представления. Материализм можно было бы опровергнуть, указав хотя бы один факт, свидетельствующий, что в человеческом сознании могут возникать образы, не являющиеся отражением материальной действительности, не связанные ни с какими физическими процессами и родившиеся как бы "из ничего".

3. Аргумент А.И. Введенского (1856-1925): "Для опровержения материализма надо было бы найти такие душевные явления, которые нисколько не зависели бы от материальных, то есть возникали бы без всякой связи с материальными".

Однако таких явлений нет: даже самые фантастические образы, появляющиеся в нашем сознании (драконы, вампиры, инопланетяне и т.п.), складываются из сочетания элементов, которые в конечном счете отражают какие-то черты и свойства окружающей нас реальной действительности. Наше воображение лишь различными способами варьирует, комбинирует и преобразовывает такие элементы.

Любое техническое изобретение, как бы ни было оно оригинально, построено на использовании явлений, открытых в результате исследования природы. Фантасты, изображающие диковинные формы жизни в неведомых мирах, опираются на впечатления, отражающие наш реальный земной мир. Даже Бога люди представляют по своему образу и подобию. (Попробуйте придумать хоть что-нибудь, абсолютно не связанное с отражением окружающего мира).

Проанализировав различные доводы против материализма, А.И. Введенский делает вывод о его неопровержимости. Действительно, достаточно убедительных аргументов против материализма нет. Материализм подтверждается всей практикой исторического развития человечества, житейским опытом людей. Однако опытное подтверждение оставляет противникам материализма возможность подвергать его критике с точки зрения логики и некоторых фактов, не объясненных пока современной наукой.

Следует отметить, что не существует и абсолютных аргументов, с помощью которых можно было бы полностью и окончательно опровергнуть или доказать идеализм. Рассмотрим, например, так называемый онтологический аргумент; доказательство существования Бога, изобретенное средневековым теологом Ансельмом Кентерберийским (1033-1109): "Мы мыслим Бога как существо совершенное, то есть обладающее всеми возможными достоинствами. Но если бы он не существовал, то у него не было бы этих достоинств, которые есть в мире. Следовательно, Бог существует".

Опровергая этот умозрительный аргумент, еще И.Кант указывал, что нельзя доказать существование чего-либо, исходя лишь из понятия о нем. (Мое представление о наисовершенном волшебнике не сделает его реально существующим).

Таким образом, логически доказать или опровергнуть материализм и идеализм невозможно. Поэтому в современной философии интерес к построению сложных логических доказательств из исходных принципов угасает, и философские дискуссии переходят к анализу логических и практических последствий, вытекающих из различных вариантов идеализма и материализма, выяснения и использования возможностей и достоинств той или иной позиции в решении философских, научных, методологических, социальных, нравственных и др. проблем.

При этом явные преимущества материалистической философии проявляются в более тесном и органичном ее соединении с достижениями современного знания.