Генезис философии

Философия возникает впервые в 6 в.до н.э. в Древней Греции; переход от мифологического мировоззрения (обыденного) к научному (философскому) охватывает период с 6 в. до н.э. до 5 в.н.э. (по устоявшейся традиции этот переход называют переходом «от мифа к логосу») . Мифологическое мировоззрение отвечает на вопрос: «кто является причиной происходящего?». Логос (научное мировоззрение) отвечает на вопрос : «что является причиной происходящего?». Во втором случае человек мало что может объяснить, но, объяснив, он одновременно может и предсказать явления и процессы.

Отправной точкой возникновения логоса или науки стало неадекватное решение древними греками кризиса мировоззрения (обыденного), вызванного предпоследним переселением народов. Адекватной реакцией на кризис мировоззрения, т.е. неспособность ответить на вопросы «что я могу знать?», «на что я могу надеяться?» и «что я должен делать?» является ассимиляция. Она сводится к усвоению традиционных для данной местности религии, морали и знаний. Древние греки не смогли ассимилировать, либо не сумели.

Аристотель (384-322г.дон.э.) писал, что после Девкалианова (всемирного) потопа немногие, оставшиеся в живых вынуждены были искать средства к существованию. После этого они создали искусства (развитие технологий). На последнем этапе (3-м) они создали полисы и изобрели для них законы, позволяющие совместно проживать нескольким племенам («7 мудрецов»). Те, кто дал законы - мудрецы. Сторонники новых преобразований называли себя философами («любители мудрости»). Философы видели свою цель в пропаганде и разработке нового мировоззрения, особое внимание они уделяли языку (риторика, логика), психологии, этике и др. дисциплинам.

В целом античную философию в период с 7 в. до н.э. до 5 в.н.э. называют космоцентричной. Т.е. философы, осознав кризис мировоззрения, стремятся навести порядок в душе, в семье, в обществе наподобие космического порядка: солнечное затмение, лунное затмение, смена времен года, времени суток и т.д. Переход от мифа к логосу поставил перед греками ряд специфических проблем, например, веры и нравственности, научного знания и т.д.