От позитивизма к аналитической философии.

Выделяют следующие этапы развития аналитической философии:

1. Позитивизм. Основатель Огюст Конт (1798-1857) считал позитивную науку (естествознание) преемницей религиозной формы сознания. На смену религиозному мировоззрению должна прийти научная картина мира, в котором главенствующее место занимает научный «факт».

Вопросы, ответы на которые не подтверждаются опытом, позитивисты называют «псевдовопросами». Тем самым традиционные философские вопросы – «метафизические» - по их мнению, ведут к заблуждению, либо не актуальны.

2. Эмпириокритицизм (конец XIXв). Классики - Эрнст Мах (1838-1916), Р. Авенариус (1843-1896). Они пытались найти критерий истинности научного знания в комплексе ощущений. Только ощущения – звуки, цвета, теплота, пространство, время, запахи и пр. – обладают реальностью. Вещи для субъекта познания, поэтому, только комплекс ощущений.

Кстати, противниками этого философского направления были русские марксисты А.А.Богданов (1873-1928), Г.В.Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1870-1924).

3. Неопозитивизм ( другое название – «логический позитивизм»). Начинает свое развитие с 1929г, с программного манифеста Венского кружка во главе с М. Шликом (1882-1936). Лидеры направления - Р.Карнап (1891-1970), Б.Рассел (1872-1970). Основной тезис - борьба с иррационализмом путем создания «проверяемой философии».

Уже их предшественник Э. Мах последние годы жизни без успеха боролся с зарождающейся физикой микромира (квантовой механикой), так как она описывает явления и процессы размером меньше 10-8см и, следовательно, ненаблюдаемых объектов. Инструмент (приборы) становится посредником между этим миром и исследователем. Все законы этого недоступного ощущениям мира носят вероятностный (статистический) характер.

В 1916г его ученик А.Эйнштейн публикует «Основы общей теории относительности», которая утверждает, что пространство и время, в строгом смысле слова, не результат комплекса ощущений, а пространственно-временной континуум (от лат. continuus – непрерывный, связанный). Теория устанавливает зависимость пространственно-временных свойств окружающего мира от расположения и плотности тяготеющих масс (любых объектов обладающих массой). Она лежит в основе современных космологических концепций моделирующих мегамир - наблюдаемую Вселенную.

Неопозитивисты (новые позитивисты) вынуждены обратиться к разработке методологии науки вообще для объяснения и предсказания новой научной картины мира, состоящей уже из микро-, макро- и мегомира. Обострилась классическая для позитивизма проблема разграничения науки и ненаучного знания. Стала доминировать идея сведения философии к логическому анализу языка. Критерием научного знания выступил принцип верификации (Р. Карнап), согласно которому оно обязательно характеризуется эмпирической подтверждаемостью.

4) Аналитическая философия (Постпозитивизм). Л.Витгенштейн (1889-1951) утверждал, что не логика (грамматика искусственных языков), а естественный язык – источник научного знания и его развития. Теперь вера как духовная способность, социальное происхождение ученого, культурные ценности оказывают непосредственное влияние на результаты исследования. Аналитическая философия занимается анализом языка естественного (лингвистический анализ) и искусственного (логический анализ).

Т.Кун (1922-1996) в работе «Структура научных революций» предложил модель развития научного знания. Ключевую роль в ней играет понятие «парадигма» - совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

К. Поппер (1902-1996) видел критерий научного знания в отличии от религиозного и обыденного в критическом рационализме. Любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер и подвержено ошибкам (принцип «фаллибилизма»). В этом причина роста научного знания. Как альтернативу принципу верификации он видит принцип «фальсифицируемости», т. е. опровержимость научных положений в отличии от метафизических утверждений.