Неотомизм

Развивает основные идеи Фомы Аквинского (1224-1274). Одной из важнейших является идея гормонии разума и веры. Современная версия томизма (официальный язык христианства католического вероисповидания - латинский, а греческое имя Фома переводится как Томас). Напомним, что его учение представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Классики «Нового томизма».: Жак Маритен (1882-1973), ЭтьенЖильсон (1884-1978), Мартин Грабман (1875-1949) . Бытие для неотомиста не однозначно, а аналогично, т.е. относится к 2-м различным реальностям: посюсторонней и потусторонней – трансцендентальной (благо, красота, истина, единое). В бытии различают актуальное и потенциальное бытие. Актуально то, что существует; потенциально то, что не существует, но действительно может стать. Всякое бытие кроме бога состоит из акта и потенции. Их взаимное отношение в конкретном сотворенном бытии заключается в том, что потенция есть определяемая основа, а акт - ее определение. Переход от потенции к акту называют становлением. Существут 4-и причины (фактора) бытия:

1) материал (то, из чего что-то состоит и делается);

2) форма («определение материала»);

3) действующая причина;

4) цель.

Все существующее можно расположить иерархически в зависимости от степени актуальности, т.е. «полноты бытия»:

1 стадия - низшая из всех форм - это форма

неживой природы

2 форма - форма растений;

3 форма - животных;

4 форма - духовная (душа);

5-я - высшую степень бытия образует дух (Святой Дух).

В теории познания существует 2 уровня: сравнение (наука + органы чувств + обычаи) и божественное откровение (священное писание + таинство + чудеса). На втором уровне человек познает не по аналогии, а непосредственно (откровение). В рамках этики выделяют благо троякого рода: 1) безусловное благо; 2) приятное благо; 3) полезное благо. Причем полезное благо есть функция безусловного блага.