Философия Фалеса и Пифагорейского союза

Фалес - купец, много путешествовал. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение в Греции 585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считается первым философом. Он впервые ввел научный термин - «материя». «Материя - это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и куда, в конечном счете, они возвращаются». Такого рода материей для него явилась вода, но не вода как воспринимаемая органами чувств, а как чисто умозрительное понятие (в современной интерпретации Н20) . Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи - они имеют душу. Учениками Фалеса были Анаксимандр и Анаксимен. Они создают 1-е научные картины мира. У Анаксимандра материей явл-ся «апейрон» ( «неделимая», «постигаемая умозрительно»). Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Первовещество у Анаксимена - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом.

Окончательное разделение умопостигаемого мира и мира, воспринимаемого органами чувств происходит у Пифагора (6 в.до н.э.), пифагорейский союз просуществовал с 6 в.до н.э. по 4 в.н.э. Пифагор впервые создает искусственный язык для умопостигаемого мира. Таким языком послужил язык математики. Язык математики - средство для объяснения и предсказания любых процессов и явлений (в том числе веры и нравственности) . Математический язык (научный) по определению пифагорейцев вечен, т.е. у него нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего (как в естественном языке). Основа мира не материальное первоначало а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные сущности, абсолютизировали и обожествляли их. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоположных сторон. Мысль о том, что все в природе подчинено определенным числовым соотношениям, благодаря абсолютизации чисел и геометрических фигур приводила пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей – чет- нечет, правое- левое, мужское- женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодополняющих. огня и воздуха.