Диалектика Гераклит

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем остыла.

Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом). Идея всеобщей изменчивости и движения

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Из Единого все происходит и из всего — Единое».

Классическая античная философия. Теория идей Платона Платон (427 - 347 гг. до н.э.).

Центром систематизации Платона, т.е. объединение мира, воспринимаемого органами чувств и интеллектуального мира является теория идей (эйдосов). В соответствии с ней признается наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи. В основе теории лежат две аксиомы (постулата):

· Существуют гераклитовские периоды (~16 тыс. лет), которые сменяют друг друга независимо ни от чего. Причём период деградации сменяет период развития и совершенствования и наоборот. Деградация и развитие относится ко всему, воспринимаемому органами чувств, вплоть до богов. Современность Платон относит к периоду деградации.

· Душа человеческая бессмертна и она являлась свидетельницей времени, предшествующего деградации. Путем припоминания в душе появляются идеи, с помощью которых человек ориентируется в пространстве и времени. Вещи, воспринимаемые органами чувств, существуют только благодаря сопричастности идеям, т.е. нет идеи - нет вещи.

Душа делится на три начала:

• Разумное начало (познания),

• Яростное начало (преодоление трудностей),

• Страстное начало (чувства)

Все идеи неподвижны, не имеют частей, закончены и совершенны в отличие от вещей, воспринимаемых органами чувств которые Платон впервые называет материей. Так как идеи (эйдосы) существуют независимо от материи, систему называют объективным идеализмом.