Философия Возрождения. Реформация

Начиная с 15 - 16 вв. формируются христианские идеологии несовместимые с католической - период «внешней» реформации. Лидеры новой идеологии: Мартин Лютер (1483 - 1546гг.), Жан Кальвин (1509-1564гг.) Томас Мюнцер (1490-1525).

Секуляризации (обмирщению) общественной жизни предшествовали в церковной жизни - Реформация, в светской - Возрождение. В этот период происходит смена ценностей, возникает мировозренческий антропоцентризм. Смена ценностей явилась результатом расширения исторического и географического кругозора. Другой немаловажной причиной явился конфликт, в т.ч. и экономический, между церковью и развившимися к тому времени местными элитами. В противовес католической идеологии элита поддерживает новые протестантские идеологии. Основные ценности новой идеологии:

· освящается семья (католики - безбрачие);

· освящается богатство в противовес католической нищете;

· освящается свобода.

Реформационное направление развивается одновременно с другими направлениями Возраждения:

Гуманистическое (XIV-XVвв): Франческо Петрарка (1304-1374), Данте Алигьери (1265-1321), Лоренцо Валла (1507-1557) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви;

Неоплатоническое (сер.XV-XVIвв): Николай Кузанский(1401- 1464), Джованни Мирандола (1463 – 1494), Парацельс (1493 – 1541) – противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; не отрицали Божественную природу человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосм.

Натурфилософское (XVI-XVIIвв) Николай Коперник(1473 – 1543) , Галилео Галилей(1564 – 1642), Джордано Бруно(1548 – 1600) – формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; утверждали, что мир познаваем благодаря чувственному познанию и разуму; создали научную картину мира.