Есть одно мерило, которым можно измерить свободу, это веротерпимость.

По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает её для другого.

Нетерпимость, смягчённая форма фанатизма, есть всегда сужение сознания, непонимание множественности и индивидуальности жизни.

Истина требует свободы. Веротерпимость связана с тем, что истина бесконечна, открывает бесконечный путь, и превращение истины в конечность, что есть нетерпимость и фанатизм, есть в сущности измена истине.

Большие национальности, объединённые в большие государства, заболевают волей к могуществу.

Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия.

Социальная психопатия гораздо сильней социальной психологии. Абстракция больной мысли порождает миф, миф делается реальностью, переворачивающей историю. Поэтому так сложен вопрос о реальных силах истории.

Революция есть расплата за грехи прошлого, есть знак того, что не было творческих духовных сил для реформирования общества.

Марксизм не есть социальная утопия, возможен опыт реализации марксизма в социальной жизни. Но марксизм - духовная утопия, утопия совершенной рационализации всей человеческой жизни.

Человек живёт в раздробленном мире и мечтает о мире целостном. Целостность есть главный признак утопии.

Истина опасна и не даёт гарантий и вся общественная жизнь людей основана на лжи.

Анархия есть хаос и дисгармония. Анархизм есть идеал свободной, изнутри определяемой гармонии и лада. За насильническим, деспотическим государством обычно скрыта внутренняя анархия и дисгармония.

Наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в тёмном лесу мировой жизни.

Наука не творчество, а послушание, её стихия не свобода, а необходимость. Наука всегда была выражением неволи человека у необходимости.

Догматизм есть цельность духа, творческая его уверенность в собственной силе. Критицизм есть раздвоенность духа, неуверенность в своей силе, ослабляющая творчество.

Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности. Сомневающийся не может выбрать между плохой бесконечностью, дурной множественностью истин, навязывающихся данным миром, миром необходимости.

В философии самое истинное, наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через бессмыслицу к смыслу, - быть может, наименее доказанное. В философии нет логики доказательства, так как вообще нет логики философии, нет ничего логически предшествующего интуиции философа.

Задача философии - найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции, и синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул, их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы.