Национальное государство современного типа

 

Современное национальное государство – это политическая система, получившая наибольшее распространение, независимо от идеологий и цивилизаций, на нашей планете. В качестве политической системы современное национальное государство возникло в Европе в XVI веке. Оно заменила средневековую политическую систему, характеризовавшуюся множественностью центров децентрализованной власти и преобладающим влиянием Церкви и папства. Современное национальное государство пришло на смену средневековому полицентризму, противопоставив ему свое суверенное единство и освободившись от папской опеки над светской политикой. Тем самым был преодолен дуализм духовной и светской власти, ставший причиной стольких конфликтов в Средние века.

Формирование новой политической системы прошло через два основных этапа:

1) этап абсолютных монархий, наиболее характерным образцом которых была монархия во Франции. Ее дух выразился в знаменитой фразе Людовика XIV: «Государство – это я»;

2) этап конституционных монархий, где «король царствует, но не управляет», и новых республик.

Современное национальное государство, в отличие от средневековых политических институтов, характеризуется централизацией политической власти и четким выделением своей территориальной сферы. Среди черт современного национального государства следует назвать:

1) единство и территориальную стабильность;

2) концентрацию суверенной политической власти в руках элиты, которая стоит над прочими группами;

3) формирование зависимых от политической элиты вооруженных сил;

4) создание единой бюрократии;

5) развитие централизованной судебной системы.

Историки отмечают, что данное государство возникает

в связи с капиталистическим развитием, которое требовало целостности политической системы как гарантии формирования национальных рынков, где был бы возможен обмен продукцией массового производства. Как отмечает Макс Вебер: «Национальным является такое государство… которое предоставляет капитализму возможность выжить».

Социальный контроль в современном государстве

В философии существуют две концепции закона как главного регулятора отношений в системе «гражданин‑государство».

1. «Нельзя‑концепция», выраженная английским философом Джоном Локком в XVII веке: «Разрешено все, что не запрещено законом».

2. «Можно‑концепция», сформулированная французским философом Монтескье в XVIII веке: «Свобода есть право делать все, что разрешено законами». Подход Локка все больше укрепляется в мировой общественной жизни и юридической практике. Это прогрессивная тенденция. Социальный контроль может быть «разрешительным» лишь в условиях монополизма и диктатуры власти. Демократический контроль призван устанавливать только запреты, имеющие принципиальное значение, автоматически разрешая все за пределами этих запретов.

Социальные запреты представляют собой две группы «нельзя»:

1. Безусловные требования к индивиду:

• нельзя нарушать юридические законы;

• нельзя нарушать нормы нравственности;

• нельзя быть профессионально некомпетентным. Если гражданин выполняет эти «нельзя», то в рамках контроля к нему не может быть никаких претензий, и он совершенно свободен в своих устремлениях и действиях.

2. Безусловные требования к государству:

• нельзя нарушать естественные права человека, то есть права «от рождения» (гражданство, свобода слова, совести, жительства, выезда и въезда и т. п.);

• нельзя лишать человека права собственности и предпринимательства;

• нельзя преследовать человека за инакомыслие.

Государственные чиновники всех уровней возлагают

на себя двойную ответственность: во‑первых, как граждане они должны быть образцом законопослушания, порядочности и профессионализма; во‑вторых, как субъекты государственной власти они обязаны в меру своей компетенции стоять на страже запретов в отношении государства. Только то общество, в котором социальный контроль двунаправлен и уравновешен, реально содержит в себе перечисленные выше «нельзя» и механизм их выполнения, является правовым гражданским обществом, следовательно – динамичным и социально здоровым.