1. Индийская философия, китайская философия, античная философия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. козтоз — вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной(греч. апЖгороз — человек).
2. Религиозно-христианской философии средних веков(У-ХУ вв.) характерна теоцентричность(греч. 1кеоз — Бог) — природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью — спасение души. В период средневековья с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия». Культура носит символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории.
3. В эпоху Возрождения(XV-XVI вв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В Европе в XVI-XVII вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт: частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.
4. Философия Нового времени(XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию.) Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей.
Потребностью Нового времени (эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен) стало развитие научных знаний. В центре внимания философии— человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии: 1) создание метода естественных наук, 2) обоснование философских принципов бытия и познания, 3) создание системы научного знания.
В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода.
5. XVIII в. в европейских - эпоха Просвещения -течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах.
6. Немецкая классическая философия(ХУШ-Х1Х вв.) - обосновывает научный статус философии. Гегель (1770-1831) характеризует философию как «объективную науку об истине». Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию.
7. Пост -классическая европейская философия(Х1Х-ХХ вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным.
1) К рациональным - марксизм, позитивизм, структурализм и др.;
2) к иррациональным - экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др.
- Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру (категория соборности).
8. Современная западно-европейская философия(ХХ-ХХ1 вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль ХХ-ХХ1 вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией.
Вывод:
ПРГегель: «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».