(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочисленными табу и предписаниями.
- учение о числе как о субстанции всех вещей. Число имеет вещественный и субстанциональный характер, оно обозримо, пространственно, телесно и сохраняет свойства умопостигаемых принципов.
Числа — это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Каждое число —суть субстанция нашего реального мира. Каждое число что-то вносит в мир: монада (единица) вносит порядок, определенность,
диада (двоица) — неопределенность, раздвоение.
Главное значение чисел в том, что они находятся в человеческой душе.
Число сохраняет объективность мира и то, что составляет основу нашего разума. - - на первый план – внутр мир чел души. Число — это состояние души. Число — это то, что рождается и живет в душе. Отсюда интерес к числовому обоснованию мира, к космологии и космогонии.
- орфизм - признается наличие в человеке двух начал: светлого и темного. Светлое начало - это душа, темное — это само человеческое тело. Тело — темница души. Путь к спасению в - достижение гармонии
Италийская философия: элеаты
Ксенофан (учитель Парменида)
(ок. 565—473 до н.э.) Монотеист и скептик.
- против антропоморфических элементов в религии (т.е. богов в человеческом виде
- Земля произошла из моря ( аргумент: в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений. (Это уже не мифология, а строгая логика научного порядка.)
- принцип: ничего нельзя знать достоверно(«Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет!»)
- разделил виды знания, сформулировал проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине»
- чувства - не истинное знание, а лишь мнение: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно»
- единое – Бог; оно есть недвижимое, в лоне его движения Многое. (Трактовку Бога в виде небосвода и шара.) Бог неотделим от мира, который суть лишь его проявление. Есть лишь одно Бытие— Бог. (т. е. мировоззрение Ксенофана – это монотеизм пантеистического толка).