(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей г.Элей).
- поэму «О природе», где путь познания представлен в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.
- главенствующую роль разума в познании и второстепенная – чувств
- философия разделилась на 1)философию истины = разум (разумом исследуйте высказанные доказательства). Истина - основана на рациональном познании
2) философию мнения = чувства, где точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям и не болтайте праздно языком. Мнение - основано на чувственных восприятиях, которые знакомят с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.
- центральной идеей - является бытие, соотношение мышления и бытия.
1) Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается нет мысли.
2) Бытие не возникло: оно непреходяще: нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия.
3) Сущее - лишено изменчивости и многообразия.
4) Парменид различал - мир, как он дан нам в восприятии, полным движжения
- и мир единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению
5) бытие есть, небытия нет: небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия — ничто.
ПРмудрость этой идеи в том, что попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие: у вас ничего не получится. Тут у Парменида выявляется идея о предметной отнесенности мысли.
- Вселенная не имеет недостатков
- сущее - в его цельности: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Нет и пустого пространства: все наполняется бытием.
- духовный мир человека связан с положением человека и уровнем его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления.
- телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге.