Демокрит

(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по не­которым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист.

- сочинение — «Великий мирострой»

- учение об атомах

- существуют лишь атомы и пустота

- атомы — это единые не­делимые частицы. Значит, есть сплошные частицы, которые совершенно одинаковы по своему составу и отличаются друг от друга только формой и расположением. Они могут быть глад­кими, шероховатыми, крючковатыми, и все они трясутся в пу­стоте.

- Наряду с атомами Демокрит допускает наличие пусто­ты. Можно сказать, что здесь тоже присутствует биологичес­кая (или генетическая) модель порождения мира из двух противоположных начал: атомы — это целостность и их противоположность — пустота.

- Атомы трясутся, по­том сцепливаются между собой, и образуется космический вихрь. В процессе завихрения возникают миры. Причем совершенно одинаковые, так что где-то может быть Земля, по­добная нашей.

- модель самопроизвольное зарождение жизни: на Земле образуются большие лужи в них нагревается вода и появляются первые животные

- С другой стороны, атомы — это только материал, для которого необходим толчок, космический вихрь, который и приводит к современному состоянию мира.

- соединение атомов подчиняется необходимости} космический вихрь – («Ананке»). Это необходимость-принуждение. Необходимость — это принцип построения мира

- необходимость вызывает появление тех или иных вещей.

- Демокрит всю жизнь занимался поисками причин и сам ввел термин «айтия» (Раньше этот термин означал «вину». За­нимаясь научными объяснениями, он запустил собственное хозяйство. У греков за это наказывали. И его хотели за это судить т. к. он погубил достояние отца, но он, по преданию прочитал на суде свое сочинение — «Великий мирострой». И его после этого оправдали)

- Демокрит считал, что ссылка­ми на судьбу люди пытаются оправдать свое нежелание зани­маться поисками причинного объяснения, нахождение одной причины он предпочел бы персидскому престолу

- Демокрит заявляет существование имен не «по природе», а «по установлению». Значения имен устанавливаются самим человеком: } возможность само­стоятельно оперировать с именами, то есть появляется об­ласть логики и гносеологии.

- никакого «зо­лотого века» в жизни человека не было, как не было и богов. Человек появился на земле голым, босым и диким, не мог общаться с другими людьми. Человек сам себе искал пищу и строил пещеры. Также человек ничего не мог делать, он занимался собирательством. Человек был беззащитен перед природой. Здесь появляется категория «ананке» — нужда, потребность.

Объединившись под воздействием ананке, люди начинают развивать свою куль­туру - «техне», «искусство». Искусство— это то, что произведено челове­ком в отличие от природы. Создавая эти искусства, люди учат­ся у природы. Мир культуры — это второй мир. Номос надстра­ивается над фюсис. У природы человек учится строить жили­ще, заготавливать впрок продукты. Люди не могли объяснять­ся друг с другом, пока они не знали социальных норм. Челове­ку требовались нормы социальной регуляции - «дике». Язык существует не по природе, а по установлению. И дике и логос теперь связаны с категорией культуры — номос. По природе человек никогда не был счастливым. Человек стал счастливым только благода­ря себе, под влиянием ананке, которая вела к техне, а от него — к номосу. Категория «техне» — это пример того, как снимается пер­вое противоречие. Как же человек может брать от природы то, что ему нужно для жизни? То, как человек переходит от приро­ды ко второй природе — установлению, объясняется техне. По Демокриту — это необходимость. В мире превалирует необхо­димость. Это естественное основание природы. Человек не может быть счастлив только по голой необходимости, он дол­жен быть свободен и самостоятелен. Для того, чтобы человек освободился от природной необходимости, ему необходимо перейти к свободе. Это возможно только через справедливость. Нужно не отбрасывать природу, а изучать ее, нужно, создавая номос, жить по природе, соответственно природе.

 

4 Вопрос Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик.