Диалектика и этический рационализм Сократа.

Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

В V в. до н.э. на смену политической власти ста­ринной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения — народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством красноречия. В новых условиях на смену философам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учите­ля — сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.

Софист - человек, который посвящал себя умственной деятельности в том числе учености, вопросам философии.

1) акцент на социальные вопросы

2) на человека

3) на проблемах коммуникации - обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений (ПР «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не поте­рял рога, следовательно, ты их имеешь»).

Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.

Протагор

(ок. 480 — ок. 410 до н.э.)

- «Человек есть мера всех вещей»

- относительность всякого знания, т.к. каждому утверждению может быть с рав­ным основанием противопоставлено противоречащее ему утверж­дение.

- Протагор написал законы, определявшие де­мократический образ правления

- обосновал равенство свободных людей