Вопрос Объективный идеализм Платона

(427-347 гг. до н.э.)

Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию ф-ей. В 387 г. до н.э. – создал Академию– шк, где обучали будущих государственных деятелей. Платон пытался (без успеха) дать философское образование тиранам Сиракуз: Дионисию I и II. Работы: «Государство», «Законы», «Политик».

- Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира.

-Идеи существуют безотносительно к миру вещей, они - более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи - модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады. «Единое» - есть Благо в себе.

- Человеческая душа подобна идее, Она едина и неделима. Душа состоит из двух частей:

1) высшей, разумной, с помощью которой человек созерцает мир идей:

2) чувственной.

- Платон сторонник теории переселения душ. Только самые совершенные, исправившиеся души остаются навсегда в царстве идей. Тело - темница для души (1000 лет). Освободиться из нее можно путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

- С этим связано и учение о припоминании, которое оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в Средние века, и в Новое время.

- условие нравственных поступков - истинное знание.

- Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного: объективного знания.

- диалектика - работа с понятиями по установлению родо-видовых отношений

- задача и предмет философии - познание мира идей путем диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром

- Существует 2 метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный).

- Объект познания распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей-идей.

- Предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального;

- Идеи претендуют на роль «действительной» реальности

- философия Платона - объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производное от нематериально предшествующих материи идей, существующих вне и независимо о сознания людей.

- Идея мыслится им как нечто неизменное, тождественное себе

- материя - как «начало иного» - изменчивого, текучего, непостоянного. Она - принцип чувственного мира. Материя лишена определенности и потому непознаваема. По Платону, вещи и явления мира «становления» не могу стать предметом научного знания в силу их материальности.

Платон признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного идеальной бытия.

- Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению.