- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик»
- государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В идеальном государстве происходит разделение труда сообразно потребностям и природным задаткам составляющих его людей.
Государство должно быть;
1) мудрым,
2) рассудительным;
3) справедливым, если будет существовать разделение труда между тремя различными сословиями;
4) мужественным.
- Три начала человеческой души выполняют свои задачи:
1) Разумная- стремится к высшему благу - правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы, философы.
2) Аффективнаячасть - благородные страсти (храбрость, мужество подчинение долгу). Это стражи государства.
3) Вожделеющийтип; люди этого типа привержены к телесно-физическому миру, занимаются физическим трудом. Это крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальную сторону жизни государства.
И мужчина, и женщина могут принимать одинаковое участие во всех делах. Все жены должны быть общими, дети - тоже родители не должны знать своих детей, а дети - родителей.
- Четыре типа извращенного государственного устройства:
1)Тимокрагия - строй, основывающийся на честолюбии; основание власти - военные подвиги.
2) Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе.
3) Демократия - устанавливается, когда бедняки часть противников уничтожат часть изгонят, часть уравняют в правах.
4) Тирания - из свободы вырастает рабство.
Платон предлагал в качестве наиболее справедливой «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу- аристократия, в т.ч. аристократическая республика и аристократическая монархия). Остальные формы считал худшими нисходящая иерархия государственных форм (последовательное ухудшение или извращение идеальной формы государства): тимократия, олигархия, демократия лирания.
- Основной принцип идеального государства - справедливость:каждый член общества должен выполнять только то дело, к которому он пригоден. Жители идеального государства разделены на 3 класса. Низший класс: люди, которые производят необходимые для государства вещи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Принадлежность человека к 2 и 3 классам - воинов - стражей и правителей-философов - определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей гораздо выше нравственных качест 1 класса.
- Идеальным государством руководят лица, способные хорошо управлять государством в силу природных к тому задатков и одаренности и вследствие долголетней предварительной подготовки, то есть философы. Охранять государство должны стражи порядка. Причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом.
6 Вопрос Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос); потенция и акт. Категории философии. Идеи. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.
(384—322 до н.э.)
Аристотель — ученик Платона (учился в Академии, которую покинул в 384 г. до н.э. – после смерти Платона), но по ряду вопросов он расходился со своим учителем (он считал, что платоновская теория идей недостаточна для объяснения эмпирической реальности). Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Работы: «Политика»