-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии
- при этом усматривается причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение
- действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего»
- три категории: сущность, состояние, отношение
- ввел в философию принцип развития как ответ на апорию элейцев (согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ничего) } и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия»
- ввел в оборот философии категории возможности (потенция) и действительности (акт)
3) Богкак перводвигатель, как абсолютное начало всех начал
-мировое движение - цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя
- исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине (т.е. космологическое доказательство бытия божия)
- Бог - причина движения, начало всех начал, чистая форма и первая сущность
-но Бог Аристотеля - не есть личный Бог