- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)
- человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни
- только человек способен к восприятию понятий: добро и зло, справедливость и несправедливость
- первый результат социальной жизни - образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.
- отождествлял общество с государством
- элементы государства: зависимость деятельности людей от их имущественного положения - бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. - три главные слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества.
- государство возникает когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни
- сторонник рабовладельческой системы (связывал рабство с вопросом собственности)
- По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.
- в основе всех общественных потрясений - имущественное неравенство
- выделял 6-ть форм государства: 3-ри правильные – монархия, аристократия, полития и 3-ри неправильные – тирания, олигархия, демократия («за» политию)
7 Вопрос Этические проблемы человека в философии элленизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.
ЭЛЛИНИЗМ - охватывает период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее.
Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.