Стоицизм

Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ.

1) ранние стоики, в боль­шинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились в фрагментах, поэто­му уяснение их воззрений затруднено.

2) поздние стоики (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий— это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

 

ПР -уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возни­кает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным. Стоики выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца.

Марк Аврелий (121 —180; римский император с 161 г. н.э.) Работа: «Наедине с собой»

- Бог дает каж­дому человеку особого доброго гения в руководители (эта идея зозродилась в христианстве в образе ангела-хранителя)

- Вселенная —целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой

- афоризмы Марка Аврелия:

- «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении»

-«Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века»

- « Сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием»

- «Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем»

- особое внима­ние уделяли феномену воли: самообладанию, терпению и т.п.

- развитие природы - в религиозном духе: все предопределено

- Бог не отделен от мира, он — душа мира

- принцип всеобщей целесообразности (ПР все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели)

Сенеки (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.)

- божество господствует над всеми вещами и событиями: ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод

- не сопротив­ление злу: т.к. оно текуче

- тело мира образовано из: огня, воздуха, земли и воды

- душа мира — это огненная и воздушная пневма

- бытие - разная степень напря­жения божественно-материального первоогня, т.к.

огонь превраща­ется во все прочие стихии по закону (Логосу)

- Логос мира =отождествлялся с Судьбой

Зенон (332—262 до н.э.)

- судьба — это власть, двигаю­щая материю

- бог - пламенный разум мира (Бог =Ум = Судьба)

- по природе все человеческие существа равны

- использовал термин «лектон» - предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением (язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т.п.)

 

8 Вопрос Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

Неоплатонизм — направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Пла­тона с учетом идей Аристотеля.

- учение о сохранении внутреннего покоя личнос­ти и ее защите от различного рода потрясений

- разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба

Плотин (ок. 205 — ок. 270)

- душа: душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не су­ществовало бы никакого организованного тела

- материя нахо­дится в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал

- виды материй: - «чувственная материя»

- «умо­постигаемая материя»

- идея действия «мировой души» по всему Космосу

 

- учение о переселении и перевоплощении душ

- разработка логических проблем — определение по­нятий и классификаций

- учение о первой ипостаси — Едином как трансцендент­ном начале, которое выше всех иных категорий

- идея восхождения души от чувственного состо­яния к сверхчувственному — экстазу

- всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего иного: она — «одно», противопо­лагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно со-присуще всему сущему и всему мыслимому

- Единое не дробится, существуя везде и во всем: «из него изливается»

- Свет — основной образ философии Пло­тина, соответствующий ее понятиям: «Единое — свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум — солнце, имеющее свой собственный свет; душа — луна, заимствующая свет от солнца; ма­терия — мрак»

Порфирит (ок. 233 — ок. 304)

- ум – образец для всей духовной жизни

Прокл (ок. 410— 485)

- высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению

- любовь (эрос) - связана с божественной красотой, истина открывает божест­венную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов

- диалектика Кос­моса

Ямвлих (ок. 280 — ок. 330)

- ана­лизировал и систематизировал диалектику древней мифологии

- внимание на практически-культо­вую сторону философии, разъясняя сущность и методы пророче­ства, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического вос­хождения в сверхъестественный мир.