Основные черты средневековой философии.

1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчер­пывающим знанием о мире и человеке.

2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писа­ния, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.

3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реально­стью всего сущего была не природа, а Бог.

4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застыв­шим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толко­вания, интерпретации текста.

5. Креационизм — главный принцип онтологии, а откровение — главный принцип гносеологии.

Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло раз­ными путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае на­ука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно-философских традиций, рожденных античным гением Демокрита — его учением об атомах, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественно-научным наследием I Аристотеля, особенно его системой логики.

В европейской философии материализм в средние века не получил такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Гос­подствующей формой идеологии была религиозная идеология, кото- [ рая из философии стремилось сделать служанку богословия. [

Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: ! Августин(354-430), Боэций(480-524), Эриугена(810-877), Аль-( Фараби(870-950), Ибн Сина(980-1037), Аверроэс(Ибн Рушд, 1126-1198), Пьер Абеляр(1079-1142), Роджер Бэкон(1214-1292), ! Фома Аквинский(1225-1274), Окнам(1285-1349) и др. !

Следует помнить, что мировоззрение и жизненные принципы ран- нехристианских общин первоначально формировались в противосто­янии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к ма­териалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в ра­циональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепле­ния религиозных догматов. Основными формами развития философ­ской мысли в период раннего средневековья были апологетика и пат­ристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северной Африке происходило в упор­ной борьбе с другими религиозными и философскими течениями.