Апологетика и патристика (III—V вв.)

Апологетика(от греч. аро1о§га — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероуче­ния. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой. Наи­более известным представителем апологетики был Юстин Мученик.

Вслед за апологетикой появляется патристика(от лат. ра1ег — отец) — философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов ии. богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется раз-: яботкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают лпадную и восточную патристику. Наиболее яркой фигурой на Запа­се считают Августина Блаженного, на Востоке — Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Отличительная особен­ность византийской (восточной) философии заключается в том, что на использует греческий язык и тем самым более органично связана античной культурой, чем латинский Запад.

Августин Блаженныйоказал сильнейшее влияние на средневеко­вую философию. Августин пришел к христианству через манихейство религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке III в., считавшее добро и зло равновеликими началами) и неоплато­низм, под воздействием которых он находился в молодости. В своем . чении Августин соединил основы неоплатонической философии- с христианскими постулатами. Бог, по Августину, — причина всего. Бог : отворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатониз­ма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи(от греч. 1кео5 — бог и сИке — справедливость) — проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро — это проявление Бога на земле, учил Августин, зло — это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за отдаленности материального существо-зания от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, явлений, людей, материя в силу своей косности ис­кажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

В теории познания Августином была провозглашена формула: «Ве­рую, чтобы понимать». Эта формула не означает отказа от рациональ­ного познания вообще, но утверждает безусловный примат веры. Главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу. Авгус­тин считал, что спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божье­го на земле». Августин рассматривал два противоположных вида че­ловеческой деятельности — «град земной», т. е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу, и «град Божий» — духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. По Августину, Бог есть наивысшее благо, а душа человеческая близка Богу и бессмертна, она совершеннее, чем тело. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения. Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые показал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая без дна сам человек... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — это «мысли творца перед актом творения». Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в. |

Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице» и др., кото­рые стали теоретической основой идеологии христианства.