Философия Просвещения

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки обществен­ного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на ра­зумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение — течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заме­нить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствуют раз­личные мировоззренческие ориентации. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди(1592-1655), его атомисти­ческим материализмом, сочинениями Р. Декарта, влиянием идей Эпи­кура, в том числе его этики, критикой схоластики и религиозного дог­матизма в работах П. Бейля(1647-1706). Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики — паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, посте­пенно охватившего ряд стран, в первую очередь Европу.

Характерные особенности Просвещения:

рационализм как общая вера в разум;

♦ антиклерикализм (от греч. апй — против и лат. ЫепсаНз — цер­ковный) — направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

♦ антиобскурантизм (от лат. оЪзситпз — затемняющий) — борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна главным образом своей соци­ально-политической частью. В ней получили свое обоснование прин­ципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная соб­ственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Про­свещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись,

Английское Просвещение XVII в. представлено прежде всего обще­ственно-политическими учениями Томаса Гоббса (1588-1679)и Джона Локка(1632-1704), современников и идеологов преобразова­ний Английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства.

Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора,согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на пра­ва. По мнению философа, без общественного договора люди не спо­собны к мирному сосуществованию в силу своей естественной враж­ды друг к другу, «борьбы всех против всех». А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть «Левиафан — библейское морское чудовище» (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса то своему характеру — абсолютистская организация, которая облада­ет такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву "осударству свободу гражданина, делая это как бы в интересах по-:леднего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбеж-гая при отсутствии государства. Локк в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил :-ту теорию идеей существования естественных правчеловека. К есте-:~венным правам он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он, как и Т. Гоббс, считал, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое являет-:я результатом «общественного договора». Но государственная власть -:е может действовать по произволу. Локк выдвинул идею конститу­ционного ограничения монархической власти и идею разделения вла-: тей,... которая делится у Локка на исполнительную, законодательную л судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосре­доточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концеп­ция Локка ставит во главу угла соблюдение гражданской самостоя­тельности индивида и уважение к конституции. В заключение следует : тметить, что новый стиль философского мышления привел к выра-:отке развитого юридического мышления.

Расцвет философии Просвещения приходится на XVIII столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Нача­ло эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера(1694-1778, наст, имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его лроизведений стал отправной точкой формирования новой идеологии. Вольтер вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституци­онных порядков и учреждений, защитник свободы личности от пося­гательств церкви, иезуитов, инквизиции. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» полу­чили широкое распространение во всей Европе.

На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан-Жак Руссо(1712-1778), автор знаменитого про­изведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и бе­зусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье(1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состо­яние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли ре­лигии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нрав­ственности.