Вопрос Характерные черты философии Нового времени.

 

- Новое время (XVI – XVII вв.) - начало буржуазных революций и пери­од становления буржуазных отношений в европейских странах

 

1) развитие науки и появление новой фи­лософской ориентации на науку

2) задача философии - проблемы обоснования способов достижения знания (пробле­мы методологии познания)

Начиная с XVI в. начинает бурно развиваться естествознание: по­требности мореходства определяют развитие астрономии; строитель­ство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается на практику матери­ального производства. Развитие нового буржуазного общества порождает изме­нения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но меняет и сознание людей.

3) Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: философия Нового вре­мени стала опираться на науку.

- Из общефилософских знаний в период Ново­го времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведче­ские дисциплины: экономика, социология, политология.

4) Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны:

а) механицизмабсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие об­щества

б) деизм(от лат. Деис — бог) — признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии деизм стал фор­мой дистанцирования от религии в эту эпоху. Деизм — это учение, ко­торое признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Особенность деизма - сведение к минимуму функции Бога.

5) формирование новой физической картины мира, предпосылки которой астрономические откры­тия Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона(законы классиче­ской механики).

6) В философии происходит разрыв со схоластикой и ре­лигией: возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования - рационализм.

7) сильная материалистическая тенденция, вытекаю­щая из опыта естествознания

 

- в XVII в. продолжа­ется еще идущая от средних веков полемика между номинализмом (опирающимся на опыт) и реализмом (достоверное познание только с помощью разума).

- Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм. Эмпиризм(от греч- опыт) основной источник достоверного научного знания опыт (ориентировался на естественные науки) Ф Бэкон

Рационализм(от лат. разум) основной источник знания : рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения (ориентировался на математические науки)Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

 

2. Вопрос Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований

- английский философ (1561—1626), исследователь природы.

- «Новый органон или истинные указания для истолкования природы» 1620

«Новая Атлантида» 1627

«Великое восстановление наук»

1) - «за» опыт: обратил внимание на значимость и необходимость наблюдений и опы­тов для обнаружения истины.

- философия должна носить практический характер.

- цель науки - господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам».

2) - «Знание сила».

- В науке речь идет не только о созерцательном благе, но о достоянии и счастье человеческом, о могуществе в практике.

- человек, слуга и истолкователь природы

- Ника­кие силы не могут разорвать цепь причин; и при­рода побеждается только подчинением ей

- Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает.

3) путь, ведущий к знанию: наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.

4) Ученый дол­жен идти в своих исследованиях от наблюдения еди­ничных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индук­тивный метод познания.

5) В трактате «Новый органон» Бэкон развил новое понимание задач науки.

- он обосновал методологию экспериментального естествознания (как залог будущего могущества человека).

6) опыт может дать достоверное знание тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков»

«Призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

«призраки пещеры» заклю­чаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от вос­питания, вкусов, привычек отдельных людей;

«призраки рынка» —привычки пользоваться в суждении о мире представлениями и мнениями без критического к ним отноше­ния;

«призраки театра» - слепая вера в авторитеты.

7) принцип науки - не ссылаться ни на какие авторитеты

8) Ис­тинная связь вещей - в определении естественной при­чинности.

9) наука состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом (теология), а другой ведет свое начало от органов чувств (философия).

10) двойственная истина: религиозная и «светская».

- он полагал разграничение сфер компетенции этих видов истины.

А) религиозная (теология) ориентирована на трактовку Бога, а вера в Бога достигается путем откровения

Б) «светская» истина - постигается опытом и разумом.

 

ПР: Бэкон писал: «Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы... нужно без колеба­ния вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины».