- английский философ (1588—1679). Получил образование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно время учителем будущего короля Карла II. За свои сочинения часто подвергался гонениям и в зависимости от политических обстоятельств жил то в Англии, то на материке. Его философские взгляды базируются на механистическом принципе, сложившемся под влиянием Евклида и Галилея, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты — величина, движение и свойства — субъективны.
- «Основы философии» 1640 - 1658
«О человеке» 1658
«Элементы законов, естественных и политических» 1640
«Философские элементы учения о гражданине» 1642
«Левиафан…» 1651
1) Все рассуждения людей уподобляются только счету: математика — это счет величин, другие науки — это счет слов (сложение и вычитание).
2) Теория познания строилась на принципах сенсуализма.
3) Гоббс отрицал свободу воли; отождествляя волю с природной силой.
4) Гоббс считал, что если бы духовные субстанции и существовали, они бы были непознаваемы. Он не допускал существования бестелесных духов.
5) критиковал суеверия, но придерживался идеи, что Бог существует.
6) Бог - источник начальной «энергии мироздания, первопричина всего сущего».
Бог не вмешивается в течение земных событий.
7) Геометрия - основной научный метод изучения природы.
В общефилософских вопросах Гоббс не представляет такого интереса, как в социально-философских. Любопытна самооценка Гоббса: он считал себя Евклидом в области общественной науки.
1) критика политических догм, созданных мыслителями прошлого.
- Если в геометрии имеет место ряд вытекающих друг из друга доказательств, в которых одна истина следует из предшествующих с логической необходимостью, то в общественной науке это невозможно: попытки политиков реализовать подобный метод в области общественной жизни сталкиваются с частными интересами, которые не позволяли им прийти к окончательной и достоверной истине.
- построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики.
- Люди «отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против разума, когда разум против них.
- в центр исследования следует поставить не частные интересы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни.
- Изучение общественных явлений дает основу философии «политического тела».
- если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что существенной частью общества является человек, гражданин, т.е. человек в государстве.
- Гоббс проводил аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни.
- Государство — «механическое чудовище», обладающее необычайной и страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы.
В своем произведении «Левиафан» Гоббс уподобляет этому «земному Богу» государство, поскольку оно не находится в зависимости от воли отдельных людей или даже желания партий — оно устанавливается навечно.
- он называет «Левиафана» искусственным человеком.
- от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и «здоровье государства»; его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам
- все люди за интересованы в совершенном государстве.
- государство возникло в результате общественного договора, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер.
- Понятия добра и зла различаются только государством
- государство должно заботиться об интересах и счастье народа.
- Государство призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок; оно должно давать гражданам возможность увеличивать свое богатство, однако в безопасных для государства пределах.
4. Вопрос Философия Р.Декарта: интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод познания, рациональный дуализм.
- Декарт (1596—1650) был не только философом, но и выдающимся математиком (вспомним декартовы координаты)
- «Рассуждения о методе» 1637
«Метафизические размышления» 1641
«Начала философии» 1644
«Страсти души» 1649
- на первое место разум
- разработал универсальный дедуктивный метод для всех наук
- предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты по знания.
- Воззрения на природу - механистический характер: Вселенная — это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития.
Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой.
- разработал (хотя и на механистической основе) идеи эволюции и провел их через все области учения о природе — от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека.
Образование звезд и планетных систем осуществлялось благодаря вихревому движению материи: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности.
- Декарт подошел к идее о единстве универсума.
- Материя - в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом законами механики.
- законами механики подчиняется и органический мир: животные — это сложные машины.
- Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.
- Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция
два принципа для научной мысли: движение внешнего мира (механистическое)
явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.
- отвергал одушевленность животных: душа присуща только человеку (особая субстанция).
- под субстанцией Декарт имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом.
- Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций — духовную и материальную.
А) Материальная субстанция делима до бесконечности
Б) духовная субстанция неделима
- Субстанции обладают атрибутами — мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты производны от них.
ПР - впечатления, воображение, желание, чувства — это модусы мышления.
фигура, положение, движение — это модусы протяженности.
- Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.
- духовный мир человека есть нечто врожденное.
К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а также большинство оснований математики и логики (например, «две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»).
- В подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций
Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции.
- Первый вопрос философии - вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание
- Природа познания состоит в том, что требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания.
- не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. - «Я мыслю, следовательно, существую»
- Метод научного познания Декарта - аналитический (или рационалистический). Этот дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.
- критерий истины состоит в ясности и очевидности знания, что во многом содействует отчетливости мышления.
- Декарт внес вклад в психофизиологическую сущность души, дав анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив рефлекторную основу психики (в честь этого И.П. Павлов воздвиг памятник Декарту под Санкт-Петербургом).