Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы.

- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)

- отвергал представле­ние о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы су­ществует сама по себе и проявляется сама через себя.

- Монизм Спи­нозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой.

- Бог, идеальное и материальное слилось в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм).

- существует единая находящаяся вне со­знания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.

- Бог неотделим от природы и не носит характера личности.

- Бог - бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибу­тов

- Спиноза начинает труд с учения «О Боге» или с учения о бытии. Таким образом Декарт начинает с Я, а Спиноза с объективной реальности

- Необходимость причин и следствий, проистекаю­щих из внутренних законов единой субстанции, — единственный принцип мирового порядка.

- Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, (т.е. неотъемлемыми свойствами) — протяжением и мышлением.

- материя, на­чиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление — лишь частный случай мышления вообще.

- гилозоизм - мышление трак­товалось как своего рода самосознание природы (В этом состоит монизм Спинозы).

- принцип познаваемости мира: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. И те, и другие суть только следствия божественной сущности: лю­бить то, что не знает начала и не имеет конца, — значит любить Бога. Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, свои желания и поступки.

- Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект.

- Мера со­вершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являют­ся верно познанные общие формы и законы мира.

- Понимать вещь — значит видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент

- Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными на­блюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений.

- Спи­ноза снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат хрис­тианства о «творении из ничего».

- природу Спиноза назы­вал Богом, а Бога — природой.

- Бог - существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Огромное достоинство филосо­фии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональ­ном единстве мира.

- диалектическое понимание мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

- «Свобода есть осознанная необхо­димость».

ПР : Спиноза приводит пример с запущенным волчком: он крутит­ся, «как бы думая», что делает это по своей воле, но ведь на самом же деле его завела рука человека.

- афо­ризм: «Истина открывает и саму себя, и ложь».

«Не смеяться, не плакать, не про­клинать, а понимать!»

 

7. Вопрос Философский эмпиризм Дж. Локка.

Английский философ Джок Локк (1632—1704) был противни­ком подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: «Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, хотя Он не запечатлел в нашем уме никаких первоначальных знаков, по которым можно было бы прочесть о Его бытии, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство... Бог в изобилии снабдил нас средствами от­крывать и познавать Его, насколько это необходимо для цели на­шего бытия и для нашего счастья»1.

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рож­даются с готовыми идеями. Голова новорожденного — чистая доска (Шш1а газа), на которой жизнь рисует свои узоры — знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рациона­лизму Р. Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего рань­ше не было в ощущении, — основной тезис Локка. Ощущения по­лучаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (реф­лексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влия­нием рационализма Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исход­ное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид — интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несо­ответствия идей друг другу.

Развивая идеи Т. Гоббса о связи языка и мышления, Локк вы­двинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Он оказал огромное влияние не только на последующее развитие философии, но и, наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшее развитие педаго­гики и психологии.