Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в плато­новском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир, считал Лейб­ниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, — духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельнос­тью2, находящихся в непрерывном изменении и способных к стра­данию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию суб­станции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, т.е. аристотелевский принцип самодвижения сущего. Однако Лейб­ниц «изъял» из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и со­гласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные пред­ставления (в таком состоянии находится неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают сту­пени ощущений, а у человека — ясного понимания, осмысления. Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятель­ную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с дру­гой — защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию под­ходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о пространстве и времени как о само­стоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок вза­имного расположения множества индивидуальных тел, существу­ющих вне друг друга, а время — как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной мона­де как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконеч­ной Вселенной. Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рацио­нальную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания. Он яв­ляется одним из зачинателей современной символической и мате­матической логики.