Иррационализм

Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преоблада­ющими над ним силами эгоизма и злобы. Жизнь, по мнению Шопен­гауэра, — это «плесень» на одном из «шаров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а следователь­но, своим страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, неподконтролен разуму и подчиняется только другим силам, например воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желания­ми и инстинктом. Воля — центральное понятие философии Шопенга­уэра, только она способна определять все сущее и влиять на него. Воля — это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

В книге «Мир как воля и представление» им выведен логический закон достаточного основания. Согласно этому закону истинная фи­лософия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания. Философия Шопенгауэра, несмотря на то что не была признана современниками, оказала свое влияние на раз­витие неклассической идеалистической философии.

Продолжателем философии Шопенгауэра является Ф. Ницше(1844-1900), представитель «философии жизни»1.

С его точки зрения, жизнь — это единственная реальность, суще­ствующая для конкретного человека. Он выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой гума­низма. Цель философии Ницше — помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляе­мая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше — это гимн к воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально разви­вать. Философия Ницше — предшественница ряда современных запад­ных философских концепций, в основе которых лежат проблемы че­ловека и его жизни.