Марксизм

Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в начале 1840-х гг. при­мыкали к левому, радикальному крылу младогегельянцев. К середине 1340-х гг. они перешли на материалистические позиции. Они, опира­ясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, ре­зультатом чего явилось создание принципиально нового философско­го направления — диалектического материализма.Часть философ­ского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторического матери­ализма.

В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма неходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материа­листических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание пони­мается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи от­ражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, поскольку он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важней­шим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, пере­хода количества в качество, отрицания отрицания.

К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалек-тико-материалистическое понимание было распространено на обще­ство. Большое внимание было уделено диалектике производительных сили производственных отношений,единство которых образует спо­соб производства.

Материалистическое понимание истории стало философским но­ваторством Маркса и Энгельса. Исторический материализм — это рас­пространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Суть своих воззрений Маркс изложил в предисловии к кни­ге «К критике политической экономии» (1859). На каждом этапе об щественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельнос­ти вступают в не зависящие от их воли производственные отношения. Производственные отношения, уровень производительных сил обра­зуют экономическую систему, базис для институтов государства и об­щества, общественных отношений. Государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по от­ношению к экономическому базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феода­лизм и т. д.). Рост уровня производительных сил приводит к измене­нию производственных отношений и к смене общественно-экономи­ческой формации и общественно-политического строя.

Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней или обще­ственно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности), а также юридической и политиче­ской надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является пе­реходом от внутрикачественных (количественных) изменений к каче­ственным, т. е. означает революцию, скачок в развитии общества.

Уровень экономики, материальное производство, производствен­ные отношения определяют судьбу государства и ход истории. Чело­веческая история — естественноисторический процесс; ни одна фор­мация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной революции.

На основе материалистического понимания истории марксизмом была разработана научная теория коммунизма, первой стадией разви­тия которого в XX в. стал рассматриваться социализм. Марксистская философия рассматривала общество, основанное на принципах кол­лективного труда, т. е. социализм как общество, в котором науке, ког­да она превращается в непосредственную производительную силу, от­водится важная роль одного из движителей общественного прогресса.

К. Маркси Ф. Энгельсблестяще применяли диалектико-материа-листическую методологию при исследовании конкретных явлений эпохи, в которой они жили, таких как революция и гражданская война ■ Станции 1848-1851 гг., Парижская коммуна и т. д. Философская II - :- л марксизма содержится в совместных работах Маркса и Энгель-:; • _ ?ятое семейство», «Немецкая идеология», трудах Энгельса «Диа-II-1-•::-;а природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной

гсвенности и государства» и др. Основным произведением Маркса • я^зксизма вообще является трехтомный труд «Капитал».

Характерные черты марксизма:

диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

♦ исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

♦ объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся на область материаль­но-практической деятельности человека;

♦ диалектико-материалистические взгляды связываются с интере­сами пролетариата, совпадающими с потребностями обществен­ного развития.

Сам Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественно-научных открытия: материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости.

В 1848 г. Маркс и Энгельс написали программный документ ком­мунистического движения «Манифест коммунистической партии». Философию Маркс и Энгельс рассматривали как «руководство к дей­ствию», имея в виду революционное преобразование общества. Рево­люция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксизм стал не только фило­софским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный клас­совый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения содиализма и коммунизма и способ­ствовал развитию тоталитаризма.

На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм служил угнетенным классам (рабочим и крестьянам) программой их револю­ционных движений. Философия марксизма на всем историческом от­резке существования СССР провозглашалась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, спо­собного в будущем трансформироваться в коммунистическое обще­ство.

Философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 г. в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе I которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячеле- « тия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опере- 1 див А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс. |

4.3.3. Позитивизм и неопозитивизм !

Субъективно-идеалистическое направление философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм(от лат. розИюиз — по­ложительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отка­завшись от стремления познать их сущность.

Основоположником позитивизма считается французский мысли­тель Огюст Конт(1798-1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором последняя противопостав­ляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», по­строенной по образцу естественных наук науки об обществе — социо­логии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объясне­ние, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эк­сперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех фило­софских систем, которые считали научную истину не связаной с эм­пирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Ко'нт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать си­лой». Основу его философии — программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика».

По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку философия должна основываться только на позитивном научном знании.

Принципы позитивизма:

философское знание должно быть точным и достоверным; ♦ при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;

♦ основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение;

♦ философия должна исследовать только факты, а не их причины;

♦ философия должна освободиться от ценностного подхода и оце­ночного характера при исследовании;

♦ философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.

Предназначение новой философии — разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умо­зрительными. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона:

1) «Закон трех стадий развития ума»;

2) «Закон классификации наук».

В первом законе ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй — апеллирует к абстрактным сущностям, на третьей — наблюдает за фе­номенами, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходимость распределе­ния их по степени сложности.

1. Аналитические — изучающие явления в неорганической приро­де (физика, неорганическая химия).

2. Синтетические — объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).

3. Социология — призвана изучать социальные законы.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжате­лем его идей стали английские философы Д. Стюарт Миль(1806-1873) и lep6ept CnenceP (1820-1903).

Одна из заслуг позитивистской методологии — выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами дея­тельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии.Методология позитивизма оказа­ла сильное влияние на развитие социальных исследований.

В XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма.Отличитель­ной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к фор­мальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структу­ры научного познания.

Неопозитивизм — это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм. В рамках неопозитивизма развива­лось творчество таких философов, как Бертран Рассел(1872-1970), Людвиг Витгенштейн(1889-1951), Рудольф Карнап(1891-1970), Карл Поппер(1902-1994), Мориц Шлик(1882-1936) и др.1

Началом истории неопозитивизма считают деятельность Венского кружка в 1920- 1930-х гг., в который входили Шлик, Поппер, Карнап и др.