Психоанализ I

Основателем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на соци­альные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательно­го, которые разделены особой психической инстанцией — предсозна-тельным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая при­суща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значитель­ной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический ап­парат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удоволь­ствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознатель­ного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоана­литическую систему, согласно которой в основе бессознательного ле­жит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, и позже Фрейд разрабатывает вторую психологическую схе­му, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — ин­стинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохра­нения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, сле­дуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологиза-цию человека, сведя социальные и психические явления к элементар­ным физиологическим и биологическим процессам. Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», I 'несознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса гределяет направление формирования личности человека и его по­ведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его <с проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинк­та культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная гроблема, которую пытался решить Фрейд, — проблема конфликта че­ловека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетво­рению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремле­ния, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд, отрицая ценность ре­лигии, предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрей­дизма1, которое разработали его ученики А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм.

В частности, Э. Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в кото­рых выражается совокупность фундаментальных потребностей чело­века: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выя­вил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т. д. Цель его фи­лософии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни.

 

 

Русская философия

Русская философия является составной частью мировой филосо­фии. В то же время она отлична от философии других стран, и это от­личие проявлялось на протяжении всей ее истории. Ее отличают глу­бина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем1.