Становление русской философии в Х1-ХУН вв.

Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называ­ют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным периодом» или «прологом»2, русской средневековой философией, фи­лософией допетровского периода.

Этот этап включает два периода: древнерусский, связанный с куль­турой Киевской Руси, и средневеково-русский, относящийся к куль­туре Московской Руси.

Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западно-европейскому средневековью с его религиозной направлен­ностью. Главной особенностью этого времени является отсутствие са­мостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного миро>•.:.:-орения, поскольку центрами духовной жизни в этот период явля-с -:л монастыри.

Г самого начала своего зарождения русская философия тесно свя­зка с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобыт­ность. Она возникает в Киевской Руси в процессе христианизации. Изначально русская философия восприняла ряд черт славянского языческого мировоззрения и культуры. Вместе с тем она получила много идей и концепций античной философии через Византию.

Характерным для этого периода явилось выражение «мировоззре­ния в красках», как писал о русской иконе Е. Трубецкой. Полной глу­бокого философского смысла и мировоззренческой направленности является иконописная работа А. Рублева «Троица».

В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствуют патриотизм и историческая глубина. В сочинении первого древнерусского философа — киевского митро­полита Илариона(XI в.) — «Слово о законе и благодати» содержатся глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), он построил богословско-истори-ческую теорию, согласно которой русская земля включилась в про­цесс творчества божественного света. Набором правил практиче­ской философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха(1053-1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя кото­рому, можно жить в согласии с Богом. В начале XVI в. монах Фило-фей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва — третий Рим». В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Тур­ции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его OIINOTOM.

Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа — идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением националь­ного самосознания русского народа. Это первый этап становления та­кого мировоззренческого, идеологического и социально-психологи­ческого феномена, который впоследствии получит название «Русская идея». Наряду с историофилософской идеей «Святой Руси» русскую мысль интересуют отношения между церковью и государством. Русская цер­ковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Со­гласно ей, царь подобен всевышнему Богу. В царствование Ивана IV получили дальнейшее развитие принципы неограниченного самодер­жавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его совре­менников.

Большие надежды на московского царя в деле объединения и защи­ты всего славянского народа возлагает Юрий Крижанич(1618-1683). Вместе с тем Крижанич выступает за справедливое правление и при­зывает власть имущих проявить заботу о народе. Следует отметить, что философия как мировоззрение приобретала все большее значение в культуре России. Проникавшие идеи западноевропейских наук, рас­пространение теории Коперника способствовали процессу секуляри­зации в России.

Первые философские сочинения на Руси были во многом подража­тельными. В них продолжались традиции древнегреческой филосо­фии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие философии шлов рамках религиозной традиции. Основны­ми проблемами древнерусской философии были премудрость Божия, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в челове­ке, ответственность человека за зло, идея божьех и блш л и мировой гар-монии. В то же время1 в русской философии вырабатывается идея правды как истины, где были объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию.