Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.

Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Так­же он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не только в философии, но и во всей общественной жизни. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, ста­рый идеал «Святой Руси» замещается идеалом «Великой Руси».

Эти перемены нашли свое отражение в том, что русская философия, еще сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодо­левает религиозные границы. Традиционная философия еще сохраня­лась, например в Киево-Могилянской академии.

Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени фи-ософия отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздавались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Но следует отметить и то, что Россия была очень восприимчива и к философской культуре Запада. Основным течением философии России XVIII в. было русское «воль­терьянство» и «вольнодумство». Это течение шло по линии секуляри­зации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии».

Пропагандистами научного знания и философии Нового времени в России, выходящей за рамки богословской традиции, были А. Д. Канте­мир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев.

А. Д. Кантемир(1708-1744) — писатель и философ. Перевел про­изведения Монтескье и Фонтенеля. Философию определяет как «ос­новательное и ясное значение дел естественных и преестественных»1.

Философия подразделяется на логику, физику, этику, метафизику. В. Н. Татищев(1686-1750) — историк, государственный и обществен­ный деятель, сподвижник Петра I. Автор работ по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки. Его общественно-политические и философские взгляды изложены в работах: «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предызвещение к "Истории Российской"».

М. В. Ломоносов(1711-1765) — ученый-энциклопедист, осново­положник светского философского образования в России, реформа­тор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в раз­витии физики и химии. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута теория атомической природы строения вещества.

Г. С. Сковорода(1722-1794) — выпускник Киево-Могилянской академии, сосредоточил свои усилия на вопросе о смысле и цели чело­веческого бытия. Он в рамках христианской философии ставит обще­философские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики и прокладывает путь свободной философии, отделенной от ре­лигии.

А. Н. Радищев(1749-1802) — писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгля­ды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный ха­рактер. Главными произведениями являются: «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», философ-ско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Моск­ву», философское произведение «О человеке».

После выхода его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он беспощадно обличает крепостничество и са­модержавие, Радищев становится первым русским философом, про­возглашавшим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризованной, светской обще­ственной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева — человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал прин­ципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.